Главное, чтобы костюмчик сидел

Компании
Москва, 31.01.2000
«Эксперт» №4 (217)
Компания, первой инновацией которой было сшивание лоскутов, стала лидером в производстве программных систем для швейников

Сейчас научно-производственный центр "Реликт" (НПЦ) принадлежит к самой интеллектоемкой ветви отечественного бизнеса. Компания делает деньги на компьютерных технологиях для швейной отрасли. Интеллектуальный бизнес в нашей стране не новое явление - все помнят взлет IT-компаний на заре рыночных реформ. Если успехи инновационных фирм первой волны связаны в основном с обеспечением потребности российских предприятий в программном оснащении учета и управления, то в последние годы все более заметными становятся компании, двигающие техпрогресс в реально-производственной сфере. "Реликт" из их числа.

Компания занимает 20 процентов рынка, объем которого, по оценке самого "Реликта", составляет 60-70 программ в год. А начинала эта фирма с пошива чехлов для автомобильных сидений.

Лоскутный капитал

Начало 90-х было трудным моментом в истории отечественной отраслевой науки: бюджетное финансирование резко сократилось, традиционные заказчики оказались на грани банкротства. НИИ платили сотрудникам мизерные зарплаты, не достигающие уровня прожиточного минимума. Не исключением был и Центральный научно-исследовательский институт швейной промышленности (ЦНИИШП), где трудились те, кто в настоящее время составляет кадровое ядро "Реликта". Научным работникам надо было как-то выживать. И тогда родилась бизнес-идея. С этого момента компания ведет отсчет своей истории.

Суть идеи состояла в том, что, прежде чем выйти на рынок, следует определить места сосредоточения платежеспособного спроса: "Мы начали думать: а кто сейчас обладает достаточными деньгами, чтобы что-то покупать? - рассказывает президент фирмы Римма Сизова. - И пришли к выводу, что это те же люди, что покупают автомобили".

От понимания того, кто способен быть покупателем, до создания предложения - один шаг. "Тем, кто ездит на автомобилях, нужны и чехлы на сидения", - решил научный коллектив и принялся за дело, опираясь на разработанную им технологию соединения тканевого лоскута. Благодаря этой запатентованной технологии, лоскутное, по существу, изделие казалось непосвященному человеку сшитым из полноценной ткани и при этом искусно декорированным. "Мы начали по бросовым ценам скупать на фабриках производственные отходы - остатки от раскроя дорогих натуральных тканей (шерсти, меха) - и шить добротные и долговечные чехлы, - продолжает г-жа Сизова. - Каждый делал все, что мог: научные сотрудники возили мешки с лоскутом, шили и торговали готовой продукцией".

Дело раскрутилось. Через некоторое время загрузили заказами простаивающее ателье. Проработали примерно год, и тут местные крутые ребятки разглядели на своей территории ожившее производство. Выяснили что к чему и рассудили: поскольку эти ученые лопухи уже передали свою технологию ателье, то делать им больше здесь нечего, пусть выходят из бизнеса.

Но "лопухи" уже и сами присматривали другую рыночную нишу. По их прогнозам, спрос на чехлы должен был вот-вот начать падать. Это в первые годы рынка, по старой привычке жить в дефицитной экономике, владельцы автомобилей т

Новости партнеров

«Эксперт»
№4 (217) 31 января 2000
Ценовая политика
Содержание:
Обзор почты
На улице Правды
Реклама