Теория игры случая

Книги
Москва, 07.02.2000
«Эксперт» №5 (218)
Приятно сознавать, что где-то существуют люди, которые не относятся к бизнесу как к очень серьезному занятию

Книга Гордона Грэма, преуспевающего и влиятельного издателя, представляет собой тематическую подборку статей, речей и лекций почти за сорок лет. Ее русское издание озаглавлено как "Книжный бизнес. Практика книгоиздания и книжной торговли", но в оригинальном варианте книга называется "Как я уже говорил, или Сборник эссе о международном издательском деле", и это название, особенно первая его часть, гораздо больше соответствует и содержанию, и стилю д-ра Грэма.

Гордон Грэм, уроженец Шотландии, председатель издательской компании "Баттерворз", член совета Британской библиотеки, глава Ассоциации издателей, почетный доктор Стерлингского университета, редактор профессионального журнала "Логос" и прочая и прочая, на редкость скромен в своей амбиции оказаться полезным для читателя. Именовать этот труд "Практикой..." можно лишь со многими оговорками. Автор твердо держится темы, много говорит о трудностях ценообразования, специфике корпоративного управления, создании новых каналов распространения печатной продукции и т. д., но все-таки он скорее излагает философию бизнеса, нежели свод практических советов.

Много внимания Гордон Грэм уделяет изменениям, происшедшим в его бизнесе за последние десятилетия, а также необходимости применять новую тактику менеджмента. "Во время службы в армии я проходил военную подготовку, рассчитанную на то, что вторая мировая война могла бы вестись подобно первой. Но когда мне пришлось участвовать в боях, я понял, что правила игры существенно изменились". Д-р Грэм сравнивает боевой план с бизнес-планом и полагает, что оба они, как правило, переоценивают силу огня и недооценивают уязвимость живой силы. Эквивалентом боеприпасов в бизнес-плане выступают деньги, но их целенаправленное расходование может сводиться к нулю вследствие человеческих слабостей. Основные правила, соблюдение которых, по Грэму, и в военном, и в издательском деле делает "успех более вероятным, а неудачу менее извинительной", таковы:

1. концентрация усилий (войска не должны излишне рассредоточиваться);

2. оригинальность (не следует использовать подходы, хорошо известные противнику);

3. выбор времени (не следует ни опаздывать, ни появляться слишком рано);

4. настойчивость (не следует отступать при поражении).

Читателю покажется, что эти принципы слишком общи, но более частных, если верить жизненному опыту автора, практически не существует. Нельзя "считать, что успех, достигнутый однажды, может быть повторен. Дело в том, что не существует никакой формулы закрепления успеха".

О своих успехах д-р Грэм говорит, как о чужих, - не внушающих даже зависти. Его профессиональные достижения, путь от внештатного представителя провинциального издательства до председательского кресла в "Баттерворз", как и вообще все в книжном бизнесе, в основном зависели от игры случая: "Было бы упрощением приписывать успех эффективному управлению, а неудачу - плохому", - пишет Г. Грэм.

Д-р Грэм говорит об опасностях, угрожающих авторским правам и интересам издателей. Это повсеместное распрост

У партнеров

    «Эксперт»
    №5 (218) 7 февраля 2000
    Стиль потребления
    Содержание:
    Обзор почты
    Реклама