Музыка навеяла

Культура
Москва, 07.02.2000
«Эксперт» №5 (218)
Новая премьера "Геликон-оперы" показала, что театр уже вырос из своего прежнего амплуа

"Который час?" - нетерпеливо поинтересовался я у виолончелиста, который, сидя прямо напротив меня, спокойно подстраивал инструмент. Ответ потонул в волне аплодисментов: виртуозно огибая приставные стулья, через партер пронесся дирижер Владимир Понькин. Зря я дулся на администратора, предоставившего мне место в амфитеатре. Если бы я очутился в середине первого ряда партера, пришлось бы четыре часа кряду терпеть дирижерскую палочку перед собственным носом.

Впрочем, в том, что актовый зал бывшего Дома медиков (а ныне - Большой зал театра "Геликон-опера") вмещает артистов больше, чем зрителей, есть своя прелесть. Грань между залом и сценой почти стирается, поэтому спектакли проходят в удивительно домашней обстановке.

Постановка оперы "Леди Макбет Мценского уезда" Дмитрия Шостаковича - лишь часть проекта, приуроченного к десятилетию театра "Геликон-опера" (кстати, особо продвинутые почитатели театра шутя произносят это название на французский манер, ставя ударение на последнем слоге - как в "Гранд-опера"). Второй частью диптиха станет вердиевский "Макбет", премьеру которого наша "опера" планирует на конец весны.

На первый взгляд может показаться, что в последних постановках нет ничего для театра необычного. Да, зачастую версии "Геликона" кажутся прямолинейно простыми. Да, иногда постановки балансируют на грани остроумия и пошлости. Возможно, кто-то воспринимает геликоновские шутки как отголоски прежней "художественной самодеятельности".

Тем не менее уже сейчас ясно, что в нынешнем году коллектив Дмитрия Бертмана совершил качественный скачок. Театр делает это осознанно. Свидетельство тому и приглашение именитых дирижеров и музыкантов, новых молодых певцов (порой даже их заимствуют из других театров, как это произошло с бывшей солисткой Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Анной Казаковой).

Сегодня "Геликону" уже тесновато не только в стенах, где с трудом разворачивается большая постановка, но и в амплуа "экспериментального театра". На десятом году существования "Геликон" уже не играет в оперу. Каждой новой постановкой театр строит свой концепт музыкального мышления - формируется совершенно новый, непривычный для России постмодернистский взгляд на классику. И такой взгляд находит спрос. Об этом говорит и успех филармонического абонемента театра, и заинтересованность российских и зарубежных театров в "Геликоне" и его режиссере Дмитрии Бертмане. К примеру, в нынешнем году бертмановцы планируют гастрольное турне по Южной и Северной Америке. Есть договоренность с дирекцией фестиваля в Монпелье о ежегодных гастролях в этой музыкальной Мекке. В этом году по приглашению Мстислава Ростроповича театр покажет в другом французском городке - Эвиане - оперу "Сказки Гофмана". А Валерий Гергиев предложил Дмитрию Бертману поставить в Париже "Царскую невесту" Римского-Корсакова.

У партнеров

    «Эксперт»
    №5 (218) 7 февраля 2000
    Стиль потребления
    Содержание:
    Обзор почты
    Реклама