Варяги в Москве

Елена Маковская
14 февраля 2000, 00:00

Как ведут бизнес в столице региональные банки

Варягами часто называют филиалы столичных банков в российских регионах. То же слово можно применить к филиалам региональных банков в Москве. Чьи интересы представляют в Москве филиалы региональных банков, на кого работают, как распоряжаются доходами, кем себя ощущают их руководители, готовы ли "гости" составить конкуренцию аборигенам столичного рынка? Это мы попытались выяснить в беседах с руководителями некоторых российских банков и их филиалов, головные офисы которых расположены вдали от Москвы.

Дальше только море

На момент открытия московского филиала Дальневосточного банка (Приморский край) в 1993 году приход регионалов в столицу весьма поощрялся Банком России. Открытию филиала благоприятствовало и то обстоятельство, что "Дальневосточный" происходит от одного из региональных подразделений государственного Жилсоцбанка, имеет свою историю. В ту пору увлечение филиальными сетями входило в моду. "Дальневосточный" открыл также филиалы в подмосковных Дмитрове и Калининграде. Но предприятия-клиенты, ради которых все это затевалось, обеднели. Таможня, с которой "Дальневосточный" намеревался работать в Калининграде, попала под эксклюзивное обаяние Онэксимбанка. Оба этих филиала "Дальневосточный" впоследствии был вынужден закрыть.

Московский же филиал продолжал интенсивно работать. Он стал посредником для своих акционеров и клиентов на главном финансовом рынке страны и сопровождает их бизнес.

По словам директора московского филиала Дальневосточного банка Бориса Башмакова, перечисление денег в регион через другой банк, бывает, растягивается на неделю. Кроме того, по дороге средства могут затеряться. Установление прямой связи по платежной системе с головным офисом Дальневосточного банка подобное исключает: деньги идут практически в режиме реального времени.

"Специфика бизнеса наших клиентов требует быстроты прохождения средств в расчетах. Деньги все в Москве, у клиента в порту стоит судно, выпустить его в море без определенных затрат невозможно. Таким образом, задержки средств в пути оборачиваются простоем судна и штрафными санкциями, - говорит Борис Башмаков. - В общем, смысл существования филиала - это в большей степени расчеты. Мы здесь иногда решаем вопросы головного банка, связанные с походами в Минфин или ЦБ, представляем интересы акционеров. Или такой пример: банк является акционером 'Сахалинморнефтегаза', держит небольшой пакет акций. Одновременно мы обслуживаем клиентов, которые в свою очередь выступают крупными акционерами той же компании. По доверенности я могу совершать действия, связанные с переоформлением прав собственности акционеров, поскольку депозитарий находится в Москве. Ну не посылать же сюда для этого специально человека: хлопотно и дорого. По поручению наших клиентов мы работаем на валютной бирже. У банка насчитывается свыше двадцати банков-корреспондентов за рубежом. При необходимости мы работаем на рынке ценных бумаг и даже на сырьевой бирже - заключаем форвардные контракты с поставкой горючего на Дальний Восток в определенный срок".

Конечно, мы поинтересовались, предоставляет ли филиал "Дальневосточного" кредиты в Москве. Оказалось, что филиал может лишь ходатайствовать об открытии финансирования интересного проекта, решение же принимает головной банк во Владивостоке.

"У московских клиентов из сферы торговли есть интерес к рыбной продукции, добываемой в крае, - продолжает г-н Башмаков. - Есть клиенты, бизнес которых не связан ни с регионом, ни с рыболовством. Однако стать конкурентом московских банков по всему спектру услуг не является главной задачей филиала.

Что касается кредитования экономики Приморского края, то крупные займы на развитие портового и судового хозяйства выдают в основном иностранные банки - из Японии, Южной Кореи, США. Кредиты они дают под ликвидные залоги и по невысокой ставке. Ряд западных банков принимает гарантии 'Дальневосточного'. Нередко он выступает гарантом в таможенных расчетах: кому-то нужно растаможить груз, причем сегодня - например, пришла поточная рыбная линия либо ее требуется срочно установить на судне, уходящем в море. Платить клиенту нечем. Тогда под нашу гарантию ему растаможивают эту линию, банк несет расходы вместо клиента, а взаиморасчет производится после добычи и реализации продукции. Бизнес этот рискованный и не бесплатный для клиента, но мы его ведем. Мы на краю земли, дальше только море. Клиентам негде искать другой банк".

В Уфе давно тесно

В прошлом году руководство Башкредитбанка пересмотрело стратегию ведения бизнеса в Москве. В результате клиентская база московского филиала банка выросла в пять раз, его кредитный портфель - почти в 34 раза. "Раньше мы ориентировались преимущественно на задачи республиканского масштаба, - поясняет президент Башкредитбанка Азат Курманаев. - Банк обслуживал главным образом башкирских товаропроизводителей, привлекал в республику иностранные инвестиции, развил республиканскую платежную систему на базе собственных пластиковых карт, создал региональную сеть, которая сейчас насчитывает тринадцать основных промышленных центров Башкирии. Филиалы, расположенные за ее пределами - в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске, - были призваны представлять интересы именно башкирских предприятий. Сегодня Башкредитбанк входит в первую десятку крупнейших российских банков и имеет достаточную ресурсную базу и опыт, чтобы решать задачи федерального масштаба. В связи с этим мы серьезно расширяем географию нашего присутствия в России и активизируем работу ныне действующих филиалов. В том числе в Москве".

Московский филиал Башкредитбанка был открыт в 1996 году. Основная часть его доходов в ту пору зарабатывалась на финансовых рынках, а его главной функцией было проведение расчетов башкирских клиентов. До середины прошлого года столичный филиал фактически был еще одним расчетным центром внутри банка. Задача привлечения на обслуживание новых клиентов в столице остро не стояла. Ситуацию изменил кризис: надежность Башкредитбанка, 100% акций которого принадлежат государству в лице башкирского правительства, позволила ему более чем удвоить клиентскую базу.

- Летом прошлого года мы пересмотрели принципы работы в Москве, - рассказывает Азат Курманаев. - Мы решили, что по многим направлениям деятельности можем предложить здесь своим клиентам достаточно конкурентоспособные продукты. Например, в плане кредитования. Увеличение ресурсной базы нам это позволяет. Кредитный портфель московского филиала быстро растет и сегодня составляет примерно семнадцать миллионов долларов. Мы не пытаемся уговорить клиентов переводить все счета из других банков к нам, а предлагаем им параллельно сотрудничать с нами, потому что им это выгодно. Пакет наших предложений включает все актуальные на рынке услуги: все виды кредитования, проектное финансирование, брокерское обслуживание, операции с векселями, пластиковыми картами, драгметаллами, индивидуальные сейфовые ячейки и так далее. Сейчас количество клиентов московского филиала банка - юридических лиц достигло двухсот. Самыми крупными из них являются фирмы, занимающиеся переработкой нефти и реализацией нефтепродуктов, в том числе ЗАО "Переработчик", ООО "Корус", ЗАО "Росхимнефть", а также системные интеграторы и производители банковских программных продуктов "АСофт", "АйТи" и другие.

В прошлом году Башкредитбанк принципиально пересмотрел региональную политику. План дальнейшей региональной экспансии распространяется на регионы Урала и Сибири. В разных городах открытие филиалов диктуется различными соображениями. Есть промышленно развитые регионы, где мы можем применить свой опыт финансирования реального сектора. С другими связи у наших предприятий не слишком наработаны, но с нашим появлением межрегиональные контакты можно будет активизировать.

Вундеркинд обеих столиц

Банк "Менатеп Санкт-Петербург" до недавнего времени заявлял о себе как об элитном банке для элитных клиентов, сейчас о нем можно говорить как о банке федерального уровня. В минувшем году он уверенно вошел в двадцатку крупнейших российских банков, увеличив свой уставный капитал до 1,375 млрд рублей.

Сегодня 46 филиалов "Менатепа СПб" действуют в 40 регионах страны. Элитный аспект банковского обслуживания, ориентированного преимущественно на крупного корпоративного клиента, ярко проявляется в родном Питере, где среди клиентов банка такие промышленные гиганты, как "Балтика", "Лентрансгаз", Кировский завод.

Банк работал и продолжает работать именно из Санкт-Петербурга в первую очередь благодаря использованию интернет-технологий. В настоящее время до 90% платежей головного офиса идут через Интернет.

В Москве же, где у "Менатепа СПб" помимо филиала есть еще и целая обойма отделений, дружбу с ним наряду с крупными предприятиями водят и средние. Совокупный денежный годовой оборот московского филиала превысил отметку 260 млрд рублей. Валюта баланса - 8,9 млрд рублей.

Столица представляет для банка значительный интерес и в плане расширения клиентской базы. И, пожалуй, самое важное - в Москве "прописаны" головные офисы крупнейших акционеров банка - предприятий, входящих в ОАО "Газпром" и НК "ЮКОС", обслуживание финансовых потоков которых одна из главных задач столичного филиала. Неудивительно, что "Менатеп СПб" не только рассматривает себя на московском рынке как полноценного конкурента, но и планирует выйти на лидирующие позиции. И не только на московском.

Банк, "продвинутый" на современных технологиях, тем не менее наращивает свое территориальное присутствие в регионах. Основанием для открытия новых филиалов служат интересы крупных клиентов, развитие регионального бизнеса акционеров банка - ЮКОСа и "Газпрома" - или открывающаяся перспектива ведения рентабельного бизнеса. В этом году будут открыты еще 14 филиалов на Дальнем Востоке, в Тюмени, Находке, Братске, Якутске, Пятигорске, Тольятти и ряде других городов.

В банке действует система межфилиальной торговли ресурсами, функционирующая на основе собственного программного продукта "Интернет-дилинг". Своего рода внутрибанковская биржа позволяет эффективно управлять денежными ресурсами в режиме 8 часовых поясов. Средства направляются туда, где деньгам выгодней работать. Москва спит - Иркутск работает, там ресурсы нужнее. Таким образом достигается оперативное присутствие на конкретных региональных рынках.

Председатель правления "Менатепа СПб" В. Савельев считает, что банк, приходящий в регионы, не должен выкачивать деньги из местных экономик в центр в режиме "пылесоса".

Придя в регион, банк стремится заключить союз с региональными администрациями. Уже подписаны соглашения о сотрудничестве с администрациями Владимира и Липецка, Орловской и Челябинской областей, согласно которым "Менатеп СПб" является уполномоченным банком администраций этих регионов. Готовятся новые соглашения. Кроме того, банк выступает уполномоченным по расчетам между некоторыми субъектами федерации. Об этом говорится в соглашениях, подписанных администрацией Санкт-Петербурга с администрациями Астрахани, Белгорода, Саратова и Тамбова.

Благодарность как метод обучения

- Открывая филиал в Москве, мы руководствовались нежеланием замыкаться в своем провинциализме, - заявил председатель правления тольяттинского Национального торгового банка Виталий Вавилин. - Мы должны быть интегрированы в банковское сообщество, а Москва на сегодня - его передовой отряд. Здесь есть чему поучиться, а мы благодарные ученики, которые лелеют надежду превзойти своих учителей. Денег в Москве несравненно больше, чем в регионах. Если не продвигаться на этот огромный рынок, то быстро растущий банк вскоре будет вынужден остановиться в своем развитии именно в силу ограниченности возможностей местного рынка.

Наши клиенты, ведущие бизнес через Москву, имеющие здесь поставщиков или покупателей, нуждаются в нас. Они привыкли к тому, что мы предупреждаем их желания, и стремятся получать такое же внимание и уровень сервиса в Москве.

Многие крупные заводы имеют офисы, представительства в столице. Они зачастую предпочитают работать с нами, поскольку мы близки и знакомы им по работе, потому что находимся в постоянном контакте с их головными конторами. А еще у "провинциальных" директоров есть предубеждение: "москвичи всегда работают только на себя, по-настоящему заботиться о нас они никогда не будут".

И еще: Москва для нас - нечто вроде плацдарма для дальнейшего развития, в том числе продвижения на Запад. Если инвестиционный климат все-таки улучшится, бум на рынке ценных бумаг все-таки начнется, для банка с технологической точки зрения важной будет близость к главному финансовому центру страны.

К присутствию филиалов московских банков у нас дома относимся хорошо. Они способствуют созданию нормальной конкурентной среды на местном рынке, заставляют нас жить в некотором напряжении и приносят с собой новые технологии.

Зачастую московские филиалы проигрывают местным банкам в оперативности принятия решений, поскольку должны согласовывать их с головным банком в столице. Зато есть и преимущество: они могут при необходимости быстро подкрепиться ресурсами из центра. В общем, без московских коллег наша жизнь была бы скучнее - очень уж любят наши предприниматели работать со своими, "карманными" банками, даже если они хуже их обслуживают. Сломать эту тенденцию способен только качественный банковский сервис.