Деньги для роста

Яков Миркин
14 февраля 2000, 00:00

Стратегическим ресурсом модернизации экономики России являются прямые иностранные инвестиции. Однако пока мы не наведем порядок в наших финансах и денежном обращении, они не придут

Ключевые проблемы России - модернизация, инвестиции, индустриальный рост. Минимальная потребность российской экономики в инвестициях на ближайшие годы оценивается в 150-250 млрд долларов.

Валютные сбережения населения в наличной форме (по оценкам, 50-60 млрд долларов) и российские капиталы, вывезенные за границу (140-150 млрд долларов), при сегодняшнем уровне рисков не могут быть немедленно привлечены на цели инвестиций. Кроме того, по ряду оценок, не менее половины убежавших капиталов неликвидны. Это недвижимость, вложения в бизнес за пределами России, страховые запасы.

Внешний долг перед Россией (примерно 120 млрд долларов), в основном не погашаемый, заморожен, притом что почти 160 млрд долларов (июнь 1999 года), которые должна Россия, являются живым, в значительной своей части обслуживаемым долгом.

Итак, собственные финансовые источники для возобновления экономического роста в России отсутствуют. Дефицит средств на инвестиции составляет 90-95% потребности в них. При этом модернизация будет происходить во многом за счет импорта технологий и оборудования по мировым ценам, так что дефицит средств не может быть сокращен за счет внутренних, более низких цен.

Налицо острейшая зависимость самой возможности модернизации экономики России, ее индустриального будущего от прямых иностранных инвестиций. В 1994-1998 годах Россия получила 13,6 млрд долларов прямых инвестиций, при том что, например, Польша, Венгрия и Чехия получили 41,7 млрд долларов, Китай - 197,8 млрд долларов. Одновременно либерализованная экономика России стала донором для внешнего мира (имеется в виду и вывоз капитала, и импорт валютной наличности).

В России создан масштабный внутренний дефицит денег при огромном и растущем вслед за оживлением хозяйства спросе на них. Валютный эквивалент рублевой денежной массы составляет всего 25,7 млрд долларов. Даже с учетом организованных валютных сбережений уровень монетизации экономики (или, в терминах Мирового банка, уровень ее "финансовой глубины") остается одним из самых низких в мире - всего лишь 21%. По странам "большой семерки" этот индикатор варьируется в пределах 55-100%, по развивающимся странам - 40-60%. В России в начале 90-х годов он был равен примерно 40%, в 1994 году - 24%, к 1996 году опустился до 12-16%.

Дефицит денег носит искусственный характер и вызван тем, что Банк России с начала финансовой стабилизации (1994-1995 годы) проводил чрезмерно жесткую денежную политику. В этой ситуации в стране обостряется зависимость от иностранных инвестиций, хромает бюджет, резко снижается ликвидность банков, растет неустойчивость финансовых рынков, их зависимость от иностранных игроков.

Искусственный дефицит денег и неубывающая тяжесть бюджета вызывают быстрый рост доли денежных ресурсов страны, используемых государством, все меньшее финансирование оборотных средств реального сектора (через кредиты банков) и, в еще меньшей мере, инвестиций. В результате объемы и структура денежного спроса подталкивают к перманентному экономическому и финансовому кризису.

Становление в России индустриальной рыночной экономики невозможно без усиления роли государства. Но это усиление должно заключаться не в дальнейшем росте административной машины и регулятивных издержек, падающих на производителей, а в агрессивной политике стимулирования экономического роста. Сначала внутри страны должен быть запущен в действие финансовый и денежный механизм экономического роста. И только потом придут масштабные иностранные инвестиции, являющиеся ключевым элементом модернизации экономики.

Денежная политика экономического роста означает рост монетизации ВВП хотя бы до 30-35% при ее постепенном и негромком наращивании, удержании умеренной инфляции, стимулирующей экономический рост. Эмиссия должна быть связана с реальным ростом товарного обеспечения, например посредством механизма переучета Центральным банком первоклассных векселей промышленных предприятий, в частности экспортеров. Вполне возможно осторожное субсидирование кредитов и процентных ставок и рефинансирование коммерческих банков под ссуды реальному сектору.

Экономический рост и иностранные инвестиции должны быть подготовлены реструктурированием внутреннего кредита, увеличением его доли, направляемой на финансирование производства и торговли, и сокращения чрезмерно завышенной доли долгового финансирования государства.

Стимулирование экономического роста предполагает снижение налоговой нагрузки хотя бы до уровня 27-30% ВВП, введение регрессивной шкалы налогообложения. Одновременно крайне необходимы налоговая амнистия и амнистия за вывоз капиталов, а также налоговое стимулирование частных инвестиций.

Экономическому оживлению также способствовали бы крупные инвестиционные проекты, частично спонсируемые государством (экспортные производства, дороги, жилищное строительство, автомобилестроение и т. д.), ориентированные на улучшение качества жизни населения.