Демонстрация силы

Галина Костина
14 февраля 2000, 00:00

Российский пищепром готовится к экспорту

Седьмая выставка "Продэкспо", закончившаяся на прошлой неделе, показала, что наш пищепром способен не только достойно заполнить освобожденные импортерами ниши, но и атаковать зарубежные рынки. После кризиса российские производители продовольствия проявили завидную активность. Похоже, нашему продовольственному рынку осталось совсем немного, чтобы приблизиться к норме, принятой в развитых странах, где местные продукты питания занимают не менее 80% рынка, а остальное отдается импортерам для разнообразия национального ассортимента. Сейчас импорт, по некоторым оценкам, занимает около 30-35% рынка, хотя до кризиса в некоторых регионах (в частности, в московском) он занимал до 70%.

Так, производителям макаронных изделий удалось забрать у импортеров более 30% рынка, и те теперь довольствуются лишь 20%. Соки европейских марок, занимавшие почти половину рынка, теперь имеют 15-20%. Производители колбасных изделий оставили для импорта вообще менее 1%. На рынке молочных продуктов импортеры и раньше занимали небольшую долю (примерно до 15%), отыгрываясь в основном за счет йогуртов, а после кризиса и вовсе "ужались", поскольку этот продукт быстро освоили отечественные производители.

Потеснили импортеров также производители подсолнечного масла и маргарина. Кстати, выставка просто-таки пестрила яркими желтыми бутылками с маслом, произведенным в различных регионах России. Известно, что в этом году урожай подсолнечника был необыкновенно высоким, и если раньше представители маслоэкстракционных заводов постоянно жаловались на нехватку сырья, то теперь они им обеспечены сполна. Конкуренция среди отечественных производителей возрастает, и цены продолжают снижаться, не оставляя импортерам никакой надежды на реванш.

Даже в тех сегментах, где отечественные производители всегда были явными аутсайдерами, ситуация буквально перевернулась. Яркий пример - рынок кетчупов. Раньше импортные марки занимали 70-80% рынка, а сейчас их доля едва ли достигает 25%. Отечественные производители стали набирать обороты, предлагая продукцию в два раза дешевле импортных аналогов.

Примечательно, что на "Проэдкспо" присутствовало большое количество иностранных фирм (из Германии, Польши, Испании, Венгрии, Бельгии, Франции и других стран), все еще намеревающихся подзаработать на громадном российском рынке. Но вернуть утраченные позиции импортерам уже вряд ли удастся. Многие российские производители смогли не только заметно поднять качество продукции, инвестировав значительные средства в технологии, но и позаботились о собственной сырьевой базе. В частности, "Вимм-Билль-Данн" наладил связи с поставщиками, снабжая их оборудованием и кормами. Черкизовский АПК, купив несколько региональных предприятий по переработке, получил и их сырьевые потоки, что позволило серьезно снизить долю импортного мяса. К тому же АПК имеет и свои сельскохозяйственные подразделения. Компания по производству кетчупов, соусов и майонезов "Балтимор" завела в Узбекистане свою сырьевую базу и теперь производит там томатную пасту. Челябинский макаронный холдинг "Макфа", по словам заместителя его генерального директора Веры Татановой, приобрел в собственность элеваторы, в частности в Казахстане, чтобы иметь гарантированные поставки зерна для изготовления муки, макаронных изделий и комбикормов.

Многие российские участники "Продэкспо" не только уверены в своем стабильном положении на внутреннем рынке, но и начинают поглядывать на Запад. "Сейчас мы имеем суперсовременные технологии и производим продукцию очень высокого качества, - говорит член совета директоров компании 'Вимм-Билль-Данн' Михаил Вишняков. - И мы можем поставлять на внешний рынок не только, к примеру, морсы, которые там никто не производит, но также соки и молочные продукты. Я знаю, что они уже продаются в США и Израиле, правда, пока не нами". Об экспортных поставках заговорили вдруг и производители мясных и рыбных деликатесов, пельменей, мороженого, кондитерских изделий, растительного масла. "Потенциал российских производителей продовольствия совершенно очевиден, - говорит исполнительный директор создающегося Союза экспортеров продовольствия Дмитрий Булатов. - Есть эксклюзивная продукция, есть продукты высокого качества с уже известными брэндами, к тому же есть ценовой козырь. Если удастся убедить правительство проводить целенаправленную политику поддержки экспорта, российские компании вполне могут рассчитывать на внешние рынки".