В понедельник 14 февраля котировки одномесячных фьючерсов на нефть на Нью-Йоркской товарной бирже (NYMEX) преодолели рубеж в 30 долларов за баррель. Рыночные аналитики могут на некоторое время расслабиться - на исходе зимы их "бычьи" пророчества наконец подействовали на рынок.
Впрочем, для полного соответствия прогнозным сценариям необходимо, чтобы ту же отметку перешагнули и наличные контракты на "эталонную" североморскую брент-смесь: в среднем они отстают от фьючерсов NYMEX на 2-2,5 доллара. Однако, несмотря на наличие целого ряда краткосрочных рыночных и околорыночных факторов, играющих на руку биржевым "быкам", вероятность подобного продолжения истории представляется сегодня крайне невысокой: терпение США, крупнейшего в мире импортера нефти и нефтепродуктов, на исходе.
Уже на следующий день после получения фронтовой сводки с NYMEX президент США Билл Клинтон в своем выступлении недвусмысленно дал понять, что текущие цены на нефть не отвечают чаяниям американского народа (средняя розничная стоимость бензина в США достигла к середине февраля 1,41 доллара за галлон) и подрывают святая святых демократического общества - стабильность экономики. В качестве возможной ответной меры Белый дом сейчас серьезно рассматривает пожарный вариант - продажу той или иной части стратегических госрезервов нефти, коих благодаря удачному для импортеров прошлому десятилетию накопилось немало - по различным данным, от 560 до 580 млн баррелей. Если это решение будет принято, реакция нефтяных бирж легко прогнозируема - 4 млн баррелей, ежесуточно недопоступающие на рынок благодаря введенной ОПЕК квоте, на месяц-другой будут с лихвой покрыты американскими поставками, и цены пойдут вниз.
Пока же в дело вступает американская "нефтяная дипломатия": в минувшую субботу министр энергетики США Билл Ричардсон отправился в кругосветный вояж по ключевым странам-нефтеэкспортерам (первая остановка - Мексика, далее в программе министра - Саудовская Аравия и Кувейт). Но еще до того, как г-н Ричардсон принялся убеждать руководство "дружественных" арабских государств в необходимости скорейшего снятия ограничений ОПЕК на поставку сырой нефти на мировой рынок, в настроениях многих стран - участников этого картеля и сочувствующих им нефтеэкспортеров наметился позитивный сдвиг. Пример коллегам, не дожидаясь американского визитера, показала Мексика: министр энергетики Луис Теллес назвал цену в 30 долларов за баррель "слишком высокой для мировой экономики" и прозрачно намекнул, что мексиканцы готовы в короткие сроки серьезно нарастить экспорт нефти, чего и другим советуют. С похожими заявлениями выступили также правительственные чиновники Венесуэлы и Индонезии.
Похоже, практически созрел для частичного снятия ограничений на поставки нефти и опековский "крупняк". В пользу этого предположения свидетельствуют распространенные 16 февраля всеми западными СМИ комментарии текущей ситуации министра нефти Саудовской Аравии Али аль-Наими, признавшего, что "приемлемым уровнем цен следует считать тот, который установился на мировом рынке за последние шесть месяцев". Иными словами, саудовский министр дал понять, что рынок необходимо несколько остудить, вернувшись к диапазону в 24-27 долларов за баррель.