Потерпевшие

Тема недели
Москва, 21.02.2000
«Эксперт» №7 (220)

Корреспонденты "Эксперта" успели поговорить со многими - и мы можем засвидетельствовать: нам не встретился ни один человек, которому нечего было бы рассказать наболевшего про государственный рэкет. Вот некоторые из этих рассказов. Мы не подбирали их специально к теме номера - в каждом из них и так видна какая-нибудь статья закона или пункт постановления, вокруг которых и заваривается грабеж.

Руководитель автомобильного завода

- Нам наконец разрешили продавать продукцию ниже себестоимости. Это позволяет расставаться с неликвидами. Но потом с этого "ниже себестоимости" решили брать налог, то есть как бы с рыночной стоимости. Вопрос, как рыночную стоимость оценить, решили так: налоговый чиновник на выбор может использовать "официальные источники информации о рыночных ценах на продукцию и биржевые котировки, информационную базу в органах государственной власти и информацию, представляемую в налоговые органы налогоплательщиками". То есть три разных источника, информация которых часто не совпадает. Это тот метр государственной границы, который законодатель оставил чиновнику.

По неликвидам они, правда, редко донимают, а с продукцией бывают сложности. Мы уже знаем, что, если разбег между самой низкой и самой высокой ценой продажи окажется больше двадцати процентов, налоговая станет разбираться, какова была рыночная цена, как в налоговом законодательстве записано, и решит в зависимости от того, как мы сумеем им понравиться.

Еще пример - Постановление правительства N3552 о составе затрат на продукцию. В нем записано, что все оказанные предприятию оплаченные услуги включаются в состав затрат. Далее в этом же документе говорится, что в состав затрат включается цена затрат на услуги независимо от срока оплаты. Очень туманно, как хочешь, так и понимай. Вроде бы получается, если у предприятия не было денег оплатить услугу, но заплатить следовало, то следует включать цену услуги в состав затрат. Приходит налоговая и объясняет: написано "оплаченные услуги", а вы за них не платили, значит, не можете включить их в себестоимость, значит, вы занизили прибыль - и начисляют штрафные санкции.

Руководитель оборонного предприятия

- Когда где-то в мире по боевому оружию объявляется тендер, мы даже не суетимся. Любая страна объявляет о начале подачи заявок на тендер за один-два месяца. Для наших участников необходимо решение правительства РФ, подготовка которого требует четыре-пять месяцев в лучшем случае. Те, кто продает что-то большое и дорогое (ракетно-зенитные установки, например), может позволить себе договариваться. Если речь идет, скажем, о стрелковом оружии, то договариваться нет смысла: слишком много народу подписывает разрешение, у каждого слишком большие аппетиты. Дешевле ничего не продавать.

Еще одна проблема - лицензия на право продажи оружия за рубеж. Нам вроде бы по закону разрешили самостоятельно выходить на зарубежный рынок, проводить переговоры, но лицензии на эту деятельность у нас нет, потому что не утверждена ее форма. Закон есть, а подзаконный акт сдел

У партнеров

    «Эксперт»
    №7 (220) 21 февраля 2000
    Государственный рэкет
    Содержание:
    Обзор почты
    На улице Правды
    Реклама