Борьба албанских боевиков против натовских миротворцев на прошлой неделе вышла далеко за рамки "рядовых столкновений" в Косово. До сих пор сербы и албанцы, продолжая сводить между собой кровавые счеты, исходили из негласной договоренности - миротворцев не трогать. Это и понятно: подавляющее число албанцев воспринимали натовцев чуть ли не как своих союзников, неизменно и всюду приветствуя патрули KFOR; сербы же, повседневно подвергающиеся неприкрытой агрессии со стороны албанцев, выживают только благодаря KFOR. Теперь ситуация грозит развиваться в духе "войны без правил".
Глава миссии ООН в Косово Бернар Кушнер срочно затребовал от натовских стран направить дополнительные полицейские силы для подавления участившихся беспорядков в этой югославской провинции. В отличие от него находившийся 16 февраля в Москве генсек НАТО Джордж Робертсон демонстрировал абсолютное спокойствие. В беседе с корреспондентом "Эксперта" он сказал, что руководство альянса не намерено пересматривать стратегию и тактику сил KFOR в Косово. "Проблема Косово сложна, и решать ее придется еще долго", - подчеркнул он.
Недостаточно лояльные французы
Центром массовых беспорядков стал город Косовска-Митровица, единственный в провинции, где сохранилась компактно проживающая сербская община (70 тысяч человек). Город входит в зону ответственности французского контингента. Первые значительные столкновения там начались 3 и 4 февраля. Тогда расквартированным в городе миротворцам удалось их приглушить собственными силами. 13 февраля беспорядки вспыхнули вновь и быстро распространились на весь город. Албанские снайперы открыли огонь по французским военнослужащим, препятствовавшим боевикам проникнуть в сербскую часть города. Двое солдат были тяжело ранены. Срочно прибывшие на поддержку французам подразделения KFOR также попали под огонь боевиков. "Прочесав" город, натовцы арестовали 46 подозреваемых в организации беспорядков. Лишь один из них оказался сербом, остальные - албанцами.
Лидеры местной албанской общины принялись защищать своих, обвиняя французов в "симпатиях к сербам". К ним вскоре присоединился и премьер-министр переходного правительства Хашим Тачи, руководитель одной из самых радикальных политических группировок косовских албанцев. В результате французы оказались в ситуации, давно привычной для россиян, которых албанцы изначально обвиняли в "чрезмерных симпатиях к сербам".
В беседе с корреспондентом "Эксперта" министр иностранных дел Франции Юбер Ведрин прокомментировал сложившееся положение. "Мы действуем в рамках резолюции N12самопровозглашенного 44, которая отнюдь не предполагает создания моноэтнического Косово только для местных албанцев, - сказал он. - Об этом надо заявить четко и ясно. Мы должны защитить и права сербов, оставшихся в Косово. Сейчас их там мало, и проживают они под защитой сил KFOR. Правда состоит в том, что значительное число албанцев не приемлют такое положение вещей и хотели бы контролировать всю территорию провинции. Провокации исходят с обеих сторон. И солдатам, расположенным на переднем крае противостояния, приходится несладко. Им нужно проявлять твердость".
Требуется усиление
Погасив волнения в Косовска-Митровице, Бернар Кушнер рассчитывает разместить там 350 гражданских полицейских (сейчас в городе действуют только 50 полицейских). В ноябре прошлого года в беседе с корреспондентом "Эксперта" Кушнер признался, что затребовал от ООН направить под его начало в Косово 6 тысяч полицейских, но прибыло их на тот момент только около тысячи человек. Сегодня, по сведениями из его секретариата, их число увеличилось до двух тысяч, и этого явно недостаточно. В основном это американцы и немцы. Ирония, по словам Кушнера, в том, что Франция (а он сам француз) откликается на его просьбу менее охотно, чем другие государства НАТО. "Все ведущие страны альянса направили в Косово полицейские подразделения. Кроме Франции, - возмутился он на днях публично. - Мне кажется, что министр внутренних дел Жан-Пьер Шевенман не согласен в принципе с требованиями ООН по данному вопросу".
Между тем продемонстрированная албанскими боевиками в Косовска-Митровице готовность атаковать силы KFOR вызвала, как подчеркивает лондонская газета Times, обеспокоенность ходом миротворческой операции в Косово в международных кругах. Хавьер Солана, верховный комиссар ЕС по внешней политике и обороне, поддержал требование Кушнера и обратился к министрам иностранных дел ЕС с просьбой в кратчайшие сроки направить в Косово дополнительные контингенты полицейских сил. Они, по его словам, необходимы для эффективной борьбы с организованной преступностью, торговлей оружием и наркотиками в этой югославской провинции. Уровень насилия в Косово чрезвычайно высок, подчеркнул Солана, там действуют крупные вооруженные банды, что ставит под угрозу сам миротворческий процесс. Министры, однако, на своем экстренном совещании в минувший вторник ответили Солане отказом, заявив, что на данный момент "это не представляется возможным".
Обеспокоенность развитием событий в Косово выразил и официальный представитель госдепа США Джеймс Рубин. "Сегодня совершенно очевидно, - сказал он, - что ситуация развивается в чрезвычайно опасном направлении, бросая вызов международным миротворцам. Следует резко активизировать усилия по нормализации обстановки в провинции".
Три заветные буквы
Осложнения, возникшие в ходе миротворческой операции в Косово, подтвердили опасения пессимистов, считавших, что процесс установления стабильности в этой провинции будет более длительным и болезненным, чем это виделось натовцам перед началом военных действий. Теперь ясно, что степень ожесточенности албанцев остается настолько высокой, что намеченные в Косово в ближайшее время муниципальные выборы вряд ли существенно стабилизируют положение.
Это обстоятельство подвигло лидеров государств - членов НАТО частично пересмотреть свой подход к югославской проблеме в целом, чтобы как-то ослабить напряженность вокруг Косово, которое само по себе еще долго будет оставаться "зоной кризиса". Одним из шагов в этом направлении стало принятое на прошлой неделе главами внешнеполитических ведомств Евросоюза решение ослабить санкции против Югославии. В частности, они договорились снять сроком на шесть месяцев запрет на воздушное сообщение с этой страной - отныне все авиакомпании, включая югославские, могут осуществлять полеты в аэропорты Югославии.
С другой стороны, обозначившееся "увязание" НАТО в Косово дало существенный импульс руководству альянса смягчить его критический тон и в отношении контртеррористической операции Москвы в Чечне, ставшей наряду с Косово вторым "яблоком раздора" между Россией и НАТО. Дело ведь в том, что не только НАТО в состоянии использовать Чечню в качестве "болевой точки" России и оказывать на Москву давление; Москва также имеет рычаги негативного воздействия на ситуацию в Косово, эту "болевую точку" НАТО (вспомним хотя бы марш-бросок российских десантников из Боснии в Приштину в июне прошлого года).
Более конструктивный подход руководства альянса к России отчетливо проявился на прошлой неделе в ходе визита в Москву генсека НАТО Джорджа Робертсона. По прибытии в российскую столицу Робертсон, известный мастер словесных каламбуров, сказал корреспонденту "Эксперта", что намерен "добиться осуществления здесь трех "C" - возобновить контакты между Россией и НАТО (contacts), наладить сотрудничество (cooperation) и установить атмосферу доверия (confidence). "Мне удалось достичь всех поставленных целей", - сказал он после встречи с и. о. президента РФ Владимиром Путиным. При этом генсек НАТО подчеркнул, что руководство альянса по-прежнему считает применение Россией вооруженных сил в Чечне "непропорциональным". Но, как оказалось, это уже не препятствует восстановлению отношений между ними по полной программе.
"Мой визит открыл новую страницу в наших отношениях, - подчеркнул Робертсон, - и я надеюсь, что тем самым предыдущая страница в них перевернута. Мы намерены постепенно возвращать наши отношения на уровень девяносто седьмого года, когда был подписан Основополагающий акт Россия-НАТО". В ближайшее время будут предприняты шаги с тем, чтобы возобновить работу в Москве Информационного центра НАТО.
Ясно, что готовность руководства НАТО пойти на мировую с Россией именно сейчас - фактор весьма выгодный для Москвы в целом и для Владимира Путина в частности (в преддверии президентских выборов). Его можно рассматривать как пролог ослабления напряженности между Россией и Западом. Кроме того, по сути Москва и Брюссель договорились "перевернуть страницу" и в своих прежних острокритических оценках ситуаций вокруг Чечни и Косово. Стороны, разумеется, продолжат критиковать друг друга. Но, как договорено, словесная критика не должна переходить за определенные рамки и тем более трансформироваться во враждебные по отношению друг к другу действия. Словом, Косово - это проблема НАТО на долгие годы; Чечня на столь же длительный срок - проблема России.