Судиться - последнее дело

Экономический анализ
Москва, 21.02.2000
«Эксперт» №7 (220)
Упрощение процедуры разрешения налоговых споров улучшит инвестиционный климат в России

Как показывает опыт, причиной большинства конфликтов, возникающих сегодня между российскими предпринимателями и налоговыми органами, является разная трактовка положений налогового законодательства. Нужно отметить, что в любой стране налоговые органы и налогоплательщики зачастую по-своему интерпретируют то или иное положение налогового законодательства. Понятно, что при этом фискальные органы всегда пытаются найти способ увеличить сбор налогов, а предприниматели - оптимизировать налоговые платежи. Поэтому в рамках любой юрисдикции возникают ситуации, которые требуют дополнительных усилий по трактованию той или иной сложившейся ситуации или положения закона, тем более что бизнес сам по себе становится все более сложным.

Но если в западных странах к сегодняшнему дню накопилось целое собрание прецедентов, показывающих, как должен решаться тот или иной вопрос, то в России, где налоговое законодательство существует всего восемь лет, многие вопросы остаются неопределенными.

Ситуация осложняется тем, что российский бухгалтерский учет отличается от учета западных стран. При этом российские стандарты бухучета, к сожалению, не отражают реального ведения финансовой деятельности на предприятии, поскольку ориентированы главным образом на уплату налогов. Из-за этой разницы в стандартах бухучета и молодости российского налогового законодательства постоянно возникают различные варианты трактовки того или иного положения закона предпринимателями и налоговиками. В большинстве случаев обе стороны бывают заинтересованы в том, чтобы найти взаимоприемлемое решение, не доводя дело до судебного разбирательства. Поэтому мы предложили разработать и внедрить в России процедуру, которая позволит разрешать налоговые споры во внесудебном порядке.

Эта процедура предусматривает создание в каждом налоговом районе независимой консультативной группы, состоящей из деловых людей, юристов, представителей местных органов управления. Точное число членов группы определяется количеством налоговых споров в той или иной области. Цель работы независимой консультативной группы - выработка рекомендаций по урегулированию того или иного налогового спора во внесудебном порядке.

Необходимо подчеркнуть, что консультативная группа не является судебным органом и не имеет права выносить какие-либо решения по делам налогоплательщика. Вместо этого она должна являться своего рода форумом, на котором налоговые споры могли бы быть заслушаны беспристрастными специалистами, способными дать налоговому инспектору рекомендации по разрешению данного спора. При этом налоговая инспекция должна иметь право отказать в передаче конкретного спора на рассмотрение консультативной группы, если сочтет, что он затрагивает область сложных технических неопределенностей. Такие споры должны передаваться на рассмотрение экспертного органа, который можно создать в рамках существующей структуры МНС. Его сотрудники могли бы служить "центрами" по решению разногласий между местными налоговыми инспекциями и налогоплательщиками. В это

У партнеров

    «Эксперт»
    №7 (220) 21 февраля 2000
    Государственный рэкет
    Содержание:
    Обзор почты
    На улице Правды
    Реклама