Неравная борьба

Александр Привалов
научный редактор журнала "Эксперт"
21 февраля 2000, 00:00

Томский комбинат все равно достанется "Газпрому", но легкой эта победа не будет

Томский нефтехимический комбинат (ТНХК) - предприятие, интересное во многих отношениях. Интересно, например, что за все время существования комбината ни разу не была кардинально решена проблема обеспечения его сырьем. Строился ТНХК в советское время (при Лигачеве, между прочим), когда транспортные издержки никто всерьез не считал, но и тогда понимали, что для его устойчивой работы нужно протянуть трубопровод длиной в 450 км от тогда еще разведываемого Мыльджинского газоконденсатного месторождения - здесь же, в Томской области. Но потом, как многие помнят, началась перестройка, всем стало не до того - Борис, ты прав! Борис, ты не прав! - и трубопровод не протянут до сих пор. Именно из-за трудностей с сырьем ТНХК два с половиной года назад влетел под процесс банкротства, именно гарантированными поставками сырья соблазняют сейчас и комбинат, и областную администрацию соискатели контрольного пакета.

Всякий, кто хоть полчаса пороется в документах по ТНХК (а сейчас в них роются многие: борьба за контроль над комбинатом идет бурная), поймет, что сырьевая проблема для него - настолько ключевая, что естественным его хозяином является только обладатель сырья. А на многие и многие тысячи километров вокруг Томска единственным владельцем серьезных количеств сырья для ТНХК (газоконденсата и прямогонного бензина) являются газпромовские структуры. Казалось бы, где проблема? Вот он "Востокгазпром", хозяин нужного месторождения, готовый взять тонущий комбинат. Да пусть берет! Но все как-то "не срастается". Первый раз не срослось два с половиной года назад.

Тайны глубин атома

На пути естественного воссоединения химиков с газовиками встали атомщики - и встали, как им и подобает, донельзя таинственно (говорю же: интересное предприятие этот ТНХК).

Дело в том, что во время приватизации контрольный пакет ТНХК купил известный предприниматель Каха Бендукидзе. Наладить бизнес на комбинате ему не удалось - в первую очередь, конечно, из-за проблем с сырьем - и он совсем уже собрался продать свой пакет "Востокгазпрому", за 20 млн долларов. Но через несколько дней (как увидит читатель, в этой истории все развороты случаются за несколько дней) после того, как об этом стало известно, пакет был продан совсем другому покупателю за совсем другие деньги - за 48 млн долларов. Продавца понять нетрудно: отчего не взять в два с половиной раза больше сговоренной цены. Труднее понять покупателя - Сибирский химический комбинат ("Сибхим"), государственное унитарное предприятие, подчиненное Минатому. В Томске говорят, что гендиректор "Сибхима" Геннадий Хандорин совершил эту покупку по прямому распоряжению тогдашнего главы Минатома Виктора Михайлова. Не могу сказать, многое ли объясняется этим слухом, но других объяснений нет.

К концу прошлого года "Сибхим" вроде бы собрался отправить пакет по провиденциальному назначению. Хандорин и гендиректор "Востокгазпрома" Сергей Жвачкин 29 сентября подписали протокол, по которому пакет переходил к газовикам - в обмен на финансирование перевода сибхимовской ТЭЦ на газ и обязательство стабильного снабжение комбината сырьем. "Сибхим" таким образом избавлялся от убыточных для него акций - и решал проблему теплоснабжения после ожидающейся остановки реактора, попутным теплом которого сейчас снабжается Томск. Специалисты утверждают, что денежная "стоимость" этого протокола примерно соответствует сумме, два года назад заплаченной "Сибхимом" за пакет. Все вроде бы хорошо, но снова на дороге встал Минатом. Гендиректоры протокол подписали, настал черед согласований. Губернатор Томской области Виктор Кресс и зампред правления "Газпрома" Петр Родионов протокол согласовали, а глава Минатома Евгений Адамов почему-то не согласовал, хотя предварительно сделка с ним, естественно, обговаривалась.

Дальше - больше. Через несколько дней после этого вдруг выясняется, что на пакет появился другой претендент - ОАО "Группа 'Альянс'", возглавляемое Зией Бажаевым. "Альянс" предложил "Сибхиму" три с небольшим миллиона долларов, причем в рассрочку на пять лет. Геннадий Хандорин публично возмущался этим предложением (замечу в скобках, что для Томска вся эта история чрезвычайно публична: ее участники непрестанно делятся своими соображениями со зрителями местных телеканалов - этакий сериал); заявлял, что условия, предлагаемые "Альянсом", противоречат интересам как государства, так и "Сибхима", - и он не отдаст им ТНХК даже под угрозой увольнения. Но вскоре его позиция внезапно поменялась, и он встал на сторону "Альянса". Просмотр записи двух его телевыступлений, разделенных во времени несколькими днями, производит сильное впечатление. В Томске никто не сомневается, что директору выкрутили руки: жизнь и смерть "Сибхима" в руках Минатома, поскольку министерство вольно дать заказ этому заводу - и вольно не дать; альтернативных же потребителей у "Сибхима" нет. Ну а почему Минатому так важно продать пакет не "Востокгазпрому", а именно "Альянсу", можно только гадать.

Забегая вперед, сообщу: в конце января стало известно, что Геннадий Хандорин стал председателем наблюдательного совета контролируемого Минатомом Конверсбанка. Вывод томичей был однозначен: уважаемого (Хандорина в области действительно очень уважают) директора наградили за послушание.

"Удар в удар, еще удар..."

После того как продавец поменял свою позицию, а губернатор своей позиции не поменял, конфликт перешел в открытую фазу, и события пошли потоком. Для их понимания нужно упомянуть, что какое-то время назад пакеты акций ТНХК, принадлежащие "Сибхиму" и московской фирме "Вангвард", были внесены в уставный капитал ООО "Аппарат управления", по уставу которого решения принимаются консенсусом. Акции комбината, таким образом, оказались в долевой собственности этих двух компаний в соотношении примерно 5:1. В декабре "Вангвард" продал свою долю "Востокгазпрому" - предварительно, как того требует закон, запросив и получив отказ совладельца приобрести долю на тех же условиях. Ясно, что "Востокгазпром" купил эту незначительную долю с одной целью: получить преимущественное право на покупку доли "Сибхима". С 7 декабря 1999 года такое право у него есть.

Тем не менее 12 января "Сибхим" заключил договор о продаже своей доли с группой "Альянс". Стоит заметить, что два месяца непрерывных скандалов улучшили условия сделки: цена пакета и притороченных к нему долгов ТНХК выросла до 17,5 млн долларов. "Востокгазпром", пользуясь преимущественным правом, выразил согласие купить эту долю на предложенных "Альянсом" условиях. Ответа от "Сибхима" не последовало. "Востокгазпром" получил возможность требовать реализации своего преимущественного права через суд - и, по-видимому, намерен этой возможностью воспользоваться.

14 февраля состоялось собрание кредиторов ТНХК (о его подготовке "Эксперт" писал в прошлом номере). Большинство голосов на нем принадлежало "Альянсу", а потому преследуемая им цель собрания - мировое соглашение и снятие арбитражного управления (читай: и полная власть на комбинате) - была легко достигнута. Дивное мировое соглашение - при росте задолженности ТНХК, при неудовлетворенности кредиторов первых очередей, при отсутствии программы погашения долгов, при нарушениях процедуры - неизбежно будет оспорено в суде; если же это почему-либо не удастся, "Востокгазпром" начнет новую процедуру банкротства комбината - накопленных долгов более чем достаточно. Но пока-то дело сделано - комбинатом владеет "Альянс".

Больше того, Московский арбитражный суд 15 февраля наложил арест на принадлежащую "Востоктрансгазу" долю ООО "Аппарат управления". "Сибхим" утверждает, что у него недолжным образом получили отказ от покупки доли "Вангварда". Юриспруденция, конечно, дело тонкое, но ксерокопии и запроса, и отказа в редакции имеются. Но пока - опять же "Альянс" на коне.

Калифы на час

Самое смешное, что практически никто не сомневается - на коне он именно пока: в конечном итоге ТНХК, как ему самой природой велено, интегрируется с газпромовскими структурами. Косвенно подтверждает это и "Альянс": основной козырь его сторонников заключается в том, что, чуть появившись на комбинате, претендент на владение немедленно наладил существенные поставки прямогонного бензина. На поверку же оказывается, что это сырье тоже газпромовское, только родом из другой дочерней структуры - "Сибура" (подробнее об этом см. "Мы - стратегический инвестор"). Как только осядет пена, станет ясно, что тяжба за пакет идет между посредником и владельцем сырья, а сравнительная эффективность давальческой схемы и вертикальной интеграции слишком хорошо известна что в Москве, что в Томске.

Сергей Жвачкин так и заявил корреспонденту "Эксперта": "ТНХК все равно будет в 'Востокгазпроме'; если не сейчас, то года через три - жаль только, что тогда он будет в несопоставимо худшем состоянии". Тот самый трубопровод, который радикально изменит ситуацию на комбинате, построить, по утверждению г-на Жвачкина, можно достаточно быстро - по этому поводу есть весьма интересные планы. Но на вопрос, будет ли "Востокгазпром" строить трубу, не имея контрольного пакета комбината, г-н Жвачкин отвечает безоговорочным отказом: если комбинат не свой, то окупаемость такой стройки становится слишком проблематичной. Даже если предположить, что ТНХК будет исправно рассчитываться за сырье (а кредитная история комбината дает мало оснований для столь мажорного предположения), затраты на строительство будут погашаться несколько десятилетий.

Насколько "Газпром" уверен в конечной победе, можно судить по такому обстоятельству. Губернатор и Государственная дума Томской области готовятся выйти в арбитражный суд с ходатайством о продлении арбитражного управления на ТНХК под поручительство администрации области. Так вот, "Газпром", в свою очередь, гарантирует администрации области выплату мораторных долгов кредиторам.

Каков же в таком случае смысл внезапной атаки альтернативного покупателя на контрольный пакет комбината? До сих пор в Томске было высказано только две версии. Наиболее распространенная совсем проста: "Альянс" и активно поддерживающий его внешний управляющий комбината Михаил Прохор, пользуясь связями в Минатоме, стремятся на какое-то, пусть и недолгое, время сохранить контроль за финансовыми потоками ТНХК. Поскольку "Газпром" открыто выказывал недовольство действиями управляющего (например, в письме губернатору первого заместителя председателя правления г-на Шеремета), нестандартные шаги в этом направлении можно понять.

Другая версия была предложена совсем недавно: в томском телеэфире Петр Родионов сказал, что таким образом нынешний владелец пакета просто вздувает цену, которую хочет заломить "Газпрому". Звучит диковато, но - чего не бывает?