Сумасшедшая неделя для торговцев палладием

28 февраля 2000, 00:00

После того как во вторник 22 февраля палладиевые цены на торгах Токийской товарной биржи (Tocom) достигли "сумасшедшей" отметки в 816,8 доллара за унцию (только за три февральские недели палладий подорожал на 66%), японские биржевые чиновники, плюнув на механизм свободного рыночного ценообразования, волевым решением заморозили все фьючерсные контракты и установили жесткий ценовой лимит на наличные сделки. На следующий день, в среду, биржевиков попытался успокоить и первый вице-премьер России Михаил Касьянов: он заявил, что "в течение двух, максимум трех недель экспортные поставки платиноидов должны возобновиться, и их объем будет определяться складывающимися рыночными реалиями".

В результате спот-котировки палладия пошли вниз, и к пятнице биржевые цены на него варьировались на различных мировых торговых площадках в диапазоне от 660 до 700 долларов. Платину пока удается сдерживать без применения нерыночных методов регулирования: выше 550 долларов за унцию ее разогнать не удалось, и к концу прошлой недели биржевые котировки этого металла опустились до уровня 470-490 долларов. Впрочем, аналитики рынка платиноидов, наученные горьким опытом трех предшествующих лет, пока не слишком верят в долговременность понижательной тенденции. Так, в появившемся на днях новом исследовании лондонского Standard Bank (2000 Platinum Yearbook) на этот год дается диапазон ценовых колебаний по платине в 425-575 долларов за унцию, а по палладию и того больше - от 400 до 750 долларов.

По мнению многих экспертов, серьезный дефицит палладия в мире - явление долгосрочное, и нынешние ценовые рекорды вполне могут стать "нормальным" базовым уровнем, на который в дальнейшем будет ориентироваться мировой рынок. Причем магия монопольных 70% России на этом рынке, судя по всему, настолько сильна, что впечатлительные биржевые трейдеры не принимают в расчет даже наличие в этом году (в отличие от 1997-1999 годов) стабильных поставок палладия РАО "Норильский никель" (в среднем на его долю приходится около половины общего объема российского экспорта).