В январе наблюдалось конъюнктурное оживление промышленного производства. С учетом сезонного фактора его объем увеличился на 1,8%. Это существенно превышает среднемесячный темп его прироста в последние три квартала прошлого года. Учитывая положительную динамику промпроизводства с ноября по январь, можно предположить начало "второй волны" подъема промышленного производства.
Одновременно с расширением производства наблюдается ухудшение финансового положения предприятий, что является признаком приближающейся стагнации или спада. Впервые с ноября 1998 года увеличилась задолженность по заработной плате из-за отсутствия собственных средств предприятий (+3,2%). Результаты январских опросов руководителей предприятий также показывают некоторое ухудшение конъюнктуры. Впервые с конца 1998 года произошло заметное (на 1-4 процентных пункта) снижение важнейших показателей, характеризующих динамику спроса и финансового состояния предприятий.
Отмеченные особенности не позволяют пока повысить прогнозные оценки промышленного производства в целом за год, несмотря на благоприятные итоги января. При сохранении инерционного тренда годовой выпуск промышленной продукции увеличится на 2,6%, а с учетом возможного улучшения конъюнктуры - на 3,5-4,0%.
Индекс экономической активности в январе 2000 года снизился по сравнению с декабрем 1999 года. Несмотря на рост двух компонентов индекса - промышленности и сельского хозяйства, снижение по транспорту, розничной торговле и строительству привело к сокращению индекса в целом. Основной вклад в снижение внесло сжатие розничной торговли. По данному показателю уровень января 2000 года оказался ниже декабря 1999-го с исключением фактора сезонности на 5%, а без исключения сезонности - почти на 18%. Одной из причин этого стало значительное снижение реальных доходов и реальной заработной платы по сравнению с декабрем. Реальные доходы сократились на 16% (сезонность устранена) и вернулись на уровень августа 1999 года, предшествующий их подъему.
Во внешнеторговой сфере заметным явлением стал значительный рост экспорта, обусловленный как повышением мировых цен, так и снижением реального валютного курса рубля. В ноябре и декабре темпы прироста экспорта составили, соответственно, 7,3 и 12,6% (сезонность устранена). В то же время объемы импорта стабилизировались.
В январе заметно усилилась инфляция. Потребительские цены возросли на 2,3%. Ключевыми факторами январского роста цен послужили повышение курса доллара к рублю (на 5,7%) и ставки налога с продаж. Однако говорить о начале долгосрочной тенденции роста инфляции пока преждевременно.
Одновременно ускорился рост цен производителей промышленной продукции, составивший 4% - почти вдвое выше текущего уровня инфляции. Характерно, что наиболее существенный рост наблюдался в затратообразующих секторах - нефтедобывающей промышленности (16,2%) и на железнодорожном транспорте (15,1%). Другая группа ценовых лидеров - цветная и черная металлургии (рост цен составил 106 и 105% соответственно). Интенсивное опережение роста цен производителей промышленной продукции по отношению к потребительским ценам наметилось еще в прошлом году, когда цены производителей промышленной продукции выросли на 67%, тогда как потребительские цены увеличились всего на 36,5%. Такая ценовая динамика приводит к ухудшению финансового состояния отечественных производителей.
В январе наблюдалось традиционное "новогоднее" сжатие денежной базы, составившее, по оценке, 5,4%. Сокращались все основные ее элементы: наличные деньги в обращении и остатки на корреспондентских счетах банков в ЦБ РФ. Последние снизились с 88 млрд рублей в начале января до 61 млрд рублей в конце месяца, главным образом в результате повышения норм обязательного резервирования средств по банковским счетам. Это уменьшило давление на валютный рынок и позволило стабилизировать валютный курс во второй половине месяца.
В феврале тенденция к снижению монетарных показателей сменилась на противоположную: вероятный рост денежной базы за месяц оценивается в 5%, что значительно выше текущего уровня инфляции. Перелом тенденции помимо сезонных факторов вызван существенным расширением закупок Центральным банком валюты для пополнения официальных резервов. Только за первую декаду февраля они увеличились на 0,5 млрд долларов, что эквивалентно эмиссии в 14 млрд рублей.
Индекс потребительских настроений (ИПН) в январе по сравнению с ноябрем прошлого года существенно вырос - на 9 пунктов - и составил 81, достигнув максимального за весь период наблюдений (с января 1993 года) значения. Семилетний опыт наблюдений показывает, что в зимние месяцы настроения потребителей, как правило, ухудшаются вследствие воздействия сезонных факторов. Следовательно, отмечаемый ныне рост индекса потребительских настроений является отражением устойчивого нарастания потребительского оптимизма с осени прошлого года. Основные причины тому - предвыборная эйфория и наметившееся улучшение экономической ситуации в стране. Нынешняя динамика индекса характеризуется ростом всех составляющих ИПН: индекс текущего состояния повысился на 17%, а индекс потребительских ожиданий - на 10%. Как видно на графике, со второй половины 1999 года стала отчетливо проявляться тенденция к сближению текущей и перспективной составляющих ИПН за счет опережающего роста первой. Такая же тенденция отмечалась и в 1997 году, который до последнего времени был наиболее благоприятным за последнее десятилетие периодом с точки зрения экономического развития страны.
Улучшение оценок материальной ситуации в семье, как и на протяжении всей второй половины прошлого года, в первую очередь связывается с обретением работы. Доля респондентов, указавших эту причину, продолжает расти с июля 1999 года и к настоящему моменту увеличилась уже почти в 3 раза. Важным фактором улучшения личного материального положения продолжает оставаться ликвидация задолженностей по пенсиям и регулярные выплаты заработной платы: доля респондентов, отметивших эту причину, выросла за полгода в 4 раза. В июле прошлого года 51% опрошенных говорил о том, что нет возможности собрать деньги на крупные покупки из-за задолженностей по заработной плате, а в начале нынешнего года доля таких ответов сократилась до 34%.
Анализ влияния уровня дохода на оценки ИПН показывает сохранение сложившейся в конце прошлого года тенденции к сближению мнений людей с разным уровнем семейного дохода, которое происходит за счет более быстрого роста оптимизма низко- и среднедоходных слоев населения по сравнению с высокодоходными. Появившееся после августа 1998 года сближение потребительского поведения людей с разным уровнем дохода продолжает сохраняться.
При подготовке статьи были использованы материалы Центра макроэкономического анализа и прогнозирования ИНП РАН, группы "ИПН-Россия", Юрия Белецкого (Минэкономики РФ) и Владимира Бессонова (ВЦ РАН)