Миллиард на подделках

28 февраля 2000, 00:00

Одним из основных факторов, препятствующих работе на российском рынке, представители крупнейших иностранных компаний называют незащищенность прав интеллектуальной собственности. Как самый проблемный его отметили 52% респондентов опроса, проведенного в ноябре-январе Коалицией в защиту прав интеллектуальной собственности совместно с Американской торговой палатой в России и Европейским деловым клубом в РФ среди 50 ведущих международных компаний, имеющих бизнес в нашей стране, в том числе Cadbury, Gillette, Kodak, Microsoft, Nestle.

На заседании "круглого стола", посвященном обнародованию результатов опроса, президент коалиции Питер Некарсулмер отметил: "Нарушения прав интеллектуальной собственности обходятся федеральному бюджету в сотни миллионов долларов недополученных бюджетных доходов. А если оценить все убытки, в том числе недополученную прибыль компаний, расходы на защиту своих прав, то это как минимум миллиард долларов". 8% респондентов оценили ежегодный объем потерь в результате неэффективной охраны прав интеллектуальной собственности и правоприменительной практики в РФ более чем в 50 млн долларов, 10% - от 5 млн до 50 млн, еще 8% - от 1 млн до 5 млн долларов, 26% - до 1 млн долларов. Хуже всего обстоят дела с защитой товарных знаков и подделкой товаров. Лишь 8% респондентов отметили, что их продукция не подделывается.

Впрочем, не только подделка продукции под известными иностранными марками стала доходным бизнесом для беспринципных предпринимателей. Например, некая российская фирма зарегистрировала товарный знак Metrinch незадолго до того, как на нашем рынке появилась иностранная компания, реально выпускающая товары под этой маркой. Россияне требовали от настоящего владельца марки платить за использование якобы российского товарного знака. В ходе судебного разбирательства все же были защищены права истинного владельца. Такие случаи далеко не единичны. Аферисты зачастую разведывают на крупных выставках планы иностранных компаний, желающих выйти на наш рынок, и регистрируют их товарные знаки. "Но удивленные владельцы западных марок иногда предпочитают просто откупиться, полагая, что судебные тяжбы вытянут из них гораздо больше нервов и денег", - говорит заведующая отделом Федерального института промышленной собственности Валентина Орлова.

Участники "круглого стола" сошлись во мнении с респондентами, что в России нужно совершенствовать законы и требовать их исполнения, повышать квалификацию судей, представителей таможенных органов и правоохранительных служб в области охраны прав интеллектуальной собственности, а также привлекать внимание общественности, политиков и самих компаний - ведь эта проблема становится актуальной и для российского бизнеса. Чем сильнее и популярнее становится торговая марка, тем больше желающих погреть на этом руки.