"Я не хочу мешать нормальной работе кабинета министров", - так Йорг Хайдер объяснил на прошлой неделе свой уход с поста председателя ультраправой Партии свободы в Австрии. Этот жест адресован не столько австрийцам, сколько всем прочим благонамеренным европейцам, изрядно возмутившимся тем фактом, что по результатам последних выборов в Альпийской Республике представители ультраправой партии вошли в правительство этой страны. Евросообщество развернуло беспрецедентное давление на Австрию как в политическом, так и в экономическом плане.
До сих пор европейцы не реагировали столь остро на появление в высших эшелонах власти стран Старого континента представителей правых и ультраправых партий. Таковых между тем было немало в последнее десятилетие: в Италии, например, Сильвио Берлускони некоторое время даже возглавлял правительство; во Франции сторонники фашиствующего Жан-Мари Ле Пена имеют фракцию в парламенте и контролируют ряд департаментов; в Швейцарии в конце прошлого года правые стали второй по влиятельности политической силой. И все же Хайдер, считает большинство европейцев, - иное дело: и потому что он родом из Австрии, откуда начал свое восхождение к власти Адольф Гитлер, и потому что Хайдер не стесняется восхвалять некоторые (разумеется, не все) деяния фюрера, своего кумира. Так, Хайдеру весьма симпатична политика в области трудоустройства, которую проводил Гитлер, восхищение вызывают у него и "бравые парни из СС".
Не исключено, впрочем, что европейцы примирились бы и с восхождением Хайдера в Австрии, случись оно еще несколько лет назад. Сегодня же прорыв сторонников Хайдера во власть воспринимается в Европе не как случай единичный и "экзотический", а как симптом уже вполне определенной политической болезни Старого Света: еще недавно считавшиеся маргинальными правонационалистические партии постепенно перебираются с обочины на основную колею политической жизни Европы. Похоже, что правые сегодня начинают набирать очки, эксплуатируя одну из наиболее "чувствительных" после устранения коммунистической угрозы проблем Европы - наплыв иностранных иммигрантов. Ведь главный лозунг Хайдера "Австрия - для австрийцев" ничем не отличается от лепеновского "Франция - для французов" и аналогичных призывов, с которыми выступают правые силы других европейских стран.
Уход Хайдера с поста партийного лидера ненамного понизил градус политической напряженности вокруг Австрии. В отличие от предыдущих лет традиционный Венский бал на прошлой неделе бойкотировали практически все видные персоны США и Европы. Сам же Хайдер постоянно повторяет, что из политики он не только не намерен уходить, а скорее всего даже выдвинет свою кандидатуру на пост канцлера Австрии. И, вполне возможно, займет его.