Интенсификация роста

Компании
Москва, 06.03.2000
Ключевыми элементами стратегии компаний в 2000 году будут качество и концентрация на узком сегменте рынка

Куда вкладывать деньги? Как развивать фирму, чтобы она была успешной в наступившем году? Какие направления будут наиболее эффективными? Для ответа на эти вопросы сотрудники Стокгольмской школы экономики в Санкт-Петербурге провели исследование 104 предприятий.

Мы решили проанализировать основные факторы, влияющие на результаты деятельности компании на рынке, и сформулировать оптимальную рыночную стратегию 2000 года. Для этого менеджерам было предложено охарактеризовать свои компании по следующим семи признакам: общая оценка, доля рынка, рост продаж, прибыльность, удовлетворенность сотрудников, качество продуктов (услуг) и разработка новых продуктов. Кроме того, управляющие постарались определить, как повлиял кризис 1998 года на нынешний и будущий объемы продаж компании. Итоги исследования приведены в данной статье.

Кто виноват

Известно, что августовский кризис разорил одни компании и помог подняться другим. Согласно оценкам менеджеров, в 1998 году около 52% российских предприятий зафиксировали спад в объеме продаж. На 42% предприятий, наоборот, продажи увеличились, и 6% фирм сразу после кризиса не испытали каких-либо изменений (см. график 1). Причем многие управляющие полагают, что ухудшение или улучшение результатов работы в 1998 году обусловлены прежде всего внешними для компании факторами: отраслью, к которой принадлежит фирма, и рыночной ситуацией в данной области бизнеса. Очевидно, что на эти факторы сами менеджеры повлиять не в состоянии.

Наше исследование лишь отчасти подтвердило эту точку зрения. Так, менеджеров попросили сделать прогноз продаж на 2000 год. Мы знаем, что он строится на оценках текущей ситуации, сложившейся в основном под влиянием кризиса. Оказалось, что 9% фирм планируют сокращение продаж в 2000 году по сравнению с 1998 годом, а 83% предприятий надеются на рост продаж. Самые высокие ожидания - в легкой, пищевой, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отраслях. Наихудшие ожидания - в сфере банковских и страховых услуг, где в 2000 году предвидится падение объема продаж и оказываемых услуг в среднем на 36%. Однако в целом фактор отрасли не являлся доминирующим в показателях работы компании после кризиса. Выявленный уровень корреляции между принадлежностью компании к определенной отрасли и будущими ожиданиями менеджеров не превышает 0,21.

Статистический анализ данных показал, что гораздо большее влияние на результаты деятельности компании после кризиса оказали внутренние факторы - возраст и опыт компании, общие показатели работы, включая докризисные темпы роста продаж. Чем старше и прибыльней была компания к августу 1998 года, тем меньше изменился объем продаж после кризиса.

Что касается нынешнего положения и ближайших перспектив компаний, то выяснилось, что, кроме упомянутых общих показателей деятельности, на продажи будут влиять еще тип бизнеса (что превалирует - производство или услуги) и сбытовая деятельность (сколько времени и ресурсов идет на продажи). В целом эти три группы факторов объясняют ожидания менед

Новости партнеров

    «Эксперт»
    №9 (222) 6 марта 2000
    Санкт-Петербург
    Содержание:
    Элитарные мысли

    Крупные бизнесмены Петербурга не любят, когда их город называют самым криминальным местом страны

    Обзор почты
    Реклама