Во время своего недавнего визита на Украину министр иностранных дел Польши Бронислав Геремек выступил с предложением оказать этой стране помощь в проведении реформ. Украинский премьер Виктор Ющенко отнесся к данной идее с энтузиазмом. Он считает, что у Польши накоплен большой опыт в области реструктуризации внешнего долга, который может оказаться полезным для Украины. Премьер отметил также, что Украина нуждается в Польше как в "стратегическом инвесторе".
Обращает на себя внимание, что прогресс в отношениях Варшавы с Киевом по времени совпал с очередным российско-польским дипломатическим конфликтом. Он начался месяц назад с высылки польской стороной сотрудников российского посольства, обвиненных в шпионаже. За этим последовали аналогичные ответные меры со стороны МИД России. В годовщину сталинской депортации чеченцев у здания российского консульства в Познани произошел митинг представителей прочеченской организации "Свободный Кавказ". Участники митинга ворвались на территорию российского представительства, сорвали и сожгли российский флаг - и все это при попустительстве польской полиции. Уголовные дела против участников акции польские власти возбудили лишь после резкого заявления российского МИДа и отзыва посла в Москву.
Акт вандализма по отношению к российскому консульству стал закономерным итогом антироссийской кампании в польских СМИ. Стремясь не отстать от Запада, польские журналисты описывают антитеррористическую операцию в Чечне в самых черных тонах. В Польше действуют организации "Чечня-Польша", "Свободный Кавказ", которые заявляют о своей поддержке боевиков. А официальные представители МИД Польши поддерживают контакты с эмиссарами Аслана Масхадова.
В таких условиях предложения, сделанные Украине Польшей, которая сама в значительной степени зависит от финансовых вливаний Евросоюза, выглядят, как стремление Варшавы усилить центробежные тенденции в СНГ. Фоном, благоприятным для сближения с Польшей, стало и нагнетание на Украине в последнее время антироссийских настроений в связи с жесткой позицией правительства РФ по вопросу о долге за энергоносители.