Спутниковый голод России

20 марта 2000, 00:00

Российская национальная орбитальная спутниковая группировка связи пополнилась новым космическим аппаратом: на орбиту выведен сателлит "Экспресс-А". В отличие от предшественников срок его службы составляет десять лет (спутники предыдущего поколения работали не более трех лет). К тому же сателлит снабжен новейшим ретрансляционным комплексом Alcatel Aspace.

Все 17 ретрансляторов "Экспресс-А" уже распределены на длительные сроки между отечественными и зарубежными потребителями, среди которых - российские телевизионные каналы и крупные телекоммуникационные операторы. Российские телевещатели ждали данного события четыре года: за это время в космос не был выведен ни один государственный спутник связи. Затянувшийся "простой" объясняется отсутствием денег у оператора российской группировки государственного предприятия "Космическая связь" (ГП КС). Когда же в 1998 году средства на три спутника "Экспресс-6А" все же были найдены, их запуск долго не мог состояться из-за двух аварий ракет-носителей "Протон". Причем в последней погиб один из "Экспрессов".

Попытки частных организаций вывести свои аппараты также в основном были безуспешны. Для начала, в 1997 году, замолк на орбите космический аппарат Центрального банка "Купон". А из запущенных в прошлом году двух газпромовских спутников "Ямал" заработал только один, да и тот не сразу. Российская орбитальная группировка деградировала - к 1999 году из десяти работающих спутников восемь выработали свой гарантийный ресурс. В итоге общая емкость российской национальной орбитальной группировки оказалась в три раза меньше потребностей рынка. Телевизионные программы на Сибирь и Дальний Восток транслировались из-за этого с большими помехами.

Впрочем, появление нового спутника не решит проблемы полностью. По словам главного инженера ГП КС Юрия Фомина, в мае-июне должен быть запущен спутник связи "Горизонт", а в июне-июле - еще один "Экспресс-А". На 2001 год также запланирован вывод на орбиту двух-трех спутников связи. Возможно, лишь тогда, к концу 2001 года, Россия забудет о спутниковом голоде.