Суверенные казначеи

Экономический анализ
Москва, 20.03.2000
«Эксперт» №11 (224)
Казначейская система исполнения бюджета - шокотерапия для региональных финансов

В России нарастает новый виток напряженности между федеральными и региональными властями, причиной которого стал переход на казначейскую систему обслуживания бюджетов. Красивая фраза "казначейское исполнение бюджета" подразумевает, что деньги бюджетных организаций больше не будут храниться на счетах в коммерческих банках, где контроль за ними со стороны государства практически невозможен, а сосредоточатся в одном ведомстве - казначействе, под неусыпным надзором властей.

Поскольку казначейство - ведомство государственное, то и следить за бюджетными средствами будет намного проще, а возможности для разворовывания народных денег резко сократятся. Во всяком случае, так должно быть по теории. Цена вопроса более чем существенна: суммарный бюджет субъектов РФ с учетом помощи регионам из центра по сумме превышает средства федерального бюджета. И значительная часть этих денег до недавнего времени находилась вне контроля Минфина.

Необходимо сразу отметить, что региональные власти ничего против казначейской системы не имеют, прекрасно осознавая ее достоинства. "Основных плюсов от перехода на казначейскую систему два, - считает начальник Главного управления финансов и налоговой политики администрации Пермской области Михаил Панфилов. - Во-первых, мы всегда будем видеть все бюджетные деньги, сможем эффективнее их контролировать и использовать. Во-вторых, мы начинаем самостоятельно оплачивать все расходы всех бюджетных учреждений. И при этом получаем возможность осуществлять предварительный контроль за этими расходами. Если они не предусмотрены бюджетом, то деньги просто не выделяются".

Обойдемся без центра

Камень преткновения в другом - регионы, мягко говоря, не в восторге от необходимости передавать полный контроль за своими финансами Москве. "Федеральное правительство желает, чтобы казначейское исполнение бюджета осуществляло федеральное казначейство, - жалуется Михаил Панфилов. - Мы, в свою очередь, считаем, что региональный уровень власти должен иметь региональный уровень казначейства. Есть региональная власть - значит, у нее должны быть свои инструменты, и федеральные органы не должны вмешиваться в дела регионов, права которых закреплены Конституцией. Принцип казначейского обслуживания должен исполняться безусловно, а какая именно структура будет его выполнять, каждый уровень власти должен определить самостоятельно".

Справедливости ради отметим, что в Конституции ни слова не сказано о праве региональных властей создавать собственные казначейства, тут г-н Панфилов немножко погорячился. Впрочем, в действующем законодательстве нет и запретов на создание региональных казначейств, чем субъекты федерации весьма активно пользуются. Тем более что у них есть и более прагматичные возражения против передачи бюджетов в ведение федерального казначейства. "Этот орган нас замотает с документами - надо будет оформлять массу бумаг, - опасается Михаил Панфилов. - А мы еще должны будем платить за услуги федерального казначейства, причем цену оно установит само".

Кстати, в

Новости партнеров

«Эксперт»
№11 (224) 20 марта 2000
Российские банки
Содержание:
Рискованная экспансия

Качество посткризисного кредитного бума может оказаться сомнительным

Обзор почты
На улице Правды
Реклама