Направленный взрыв

Александр Ивантер
первый заместитель главного редактора журнала «Эксперт»
27 марта 2000, 00:00

Движущей силой экономики всегда является частный бизнес. Задача государства - оказать помощь в создании благоприятного климата для его деятельности и стратегии его развития, считает заместитель директора японского Института международной экономики Косукэ Накахира

- Каковы основные принципы государственного регулирования экономики в Японии? В какой мере японский опыт госрегулирования экономики применим в сегодняшней России?

- Говоря о послевоенном экономическом развитии Японии, нельзя применять термин "государственный контроль". Высокие темпы экономического роста в послевоенные годы были достигнуты прежде всего благодаря тому, что мы опирались в основном на механизм рыночной экономики. И лидирующую роль здесь играли инвестиции частного сектора. Роль государства заключалась в том, что оно создавало условия, необходимые для его развития.

В начале послевоенного периода у Японии была острая нехватка капитала. Тем не менее быстрые темпы роста экономического развития были достигнуты прежде всего за счет использования внутренних сбережений. Для того чтобы бедный народ все-таки понес накопленные средства в банки и другие финансовые институты, необходимо было выработать доверие к ним. Именно такую задачу и решило японское правительство. Кроме того, была разработана такая налоговая система, которая поощряла сбережения. Была создана система налоговых льгот для предприятий, которые вкладывали деньги в оборудование. С одной стороны, сокращались потребительские расходы правительства, с другой - увеличивались государственные инвестиции, активно использовались финансовые инвестиции и кредиты. Когда были достигнуты быстрые темпы роста японской экономики (на протяжении пятнадцати лет - с пятьдесят пятого по семидесятый год - среднегодовые темпы роста составляли девять целых семь десятых процента), правительство стало поддерживать сбалансированный бюджет. Этого нельзя было достичь без доверия населения к налоговой системе и налоговым органам.

После того как к середине пятидесятых годов разрушенная войной экономика Японии была в основном восстановлена, правительство приступило к разработке долгосрочных целей развития. В частности, был принят план удвоения национального дохода.

Если проводить аналогии с Россией, то, мне кажется, сейчас ваша страна как раз находится на этапе перехода от длительного спада экономики к подъему, когда вопросы долгосрочной стратегии развития крайне важны и актуальны. Именно с этой точки зрения России может пригодиться что-то из японского опыта. Естественно, он не может быть просто так перенесен на российскую почву. Тем не менее мы убеждены, что кое-что из нашего опыта может быть полезно для России.

- Расскажите, пожалуйста, об опыте работы министерства внешней торговли и промышленности (МВТП) Японии по выработке промышленной политики страны в пятидесятые годы.

- Правительство выбрало приоритетные отрасли промышленности, для того чтобы обеспечить приток капитала именно туда. За отбор отраслей отвечали министерства и ведомства, в том числе МВТП. Помимо налоговых льгот эти отрасли получали и целевое финансирование. Его источником были так называемые почтовые сбережения - средства населения, которые собирались в почтовых кассах. Затем этими средствами через министерство финансов кредитовались определенные правительственные финансовые органы, в частности Японский банк развития, а последние уже направляли кредиты в приоритетные отрасли.

При этом ни в коем случае нельзя забывать, что все это делалось в качестве дополнения к той инвестиционной деятельности, которая осуществлялась частным сектором.

Каждая фирма-производитель разрабатывала свой стратегический план. Министерства и ведомства, в том числе МВТП совместно с Банком развития, решали, в какой степени этот план соответствует долгосрочной экономической стратегии развития отрасли. Если приоритеты совпадали, компания получала льготы или целевые кредиты.

Для выработки долгосрочной стратегии и отбора приоритетных отраслей в Японии активно использовались различные консультативные советы, куда входили и входят представители деловых кругов. Таким образом, сама долгосрочная стратегия развития отдельных отраслей и экономики в целом определялась в тесном контакте правительства и частных компаний-производителей.

- Вы все время делаете акцент на косвенном стимулировании частного бизнеса, частной инициативы. Но экономика - сложная вещь, бывают моменты, когда она не реагирует на мягкие стимулы, а нужны меры прямого воздействия, как, например, прямые бюджетные вливания в Японии в последние два года, или уж совсем кейнсианские рецепты типа общественных работ. Стимулы какого типа, по вашему мнению, более действенны для нынешней российской экономики? Достаточно ли косвенных стимулов, или потребуются более сильные лекарства?

- В России сегодня ощущается очень сильная потребность в новых инвестициях - строительстве новых заводов, реконструкции действующих и тому подобном. Проблема заключается в том, что нет необходимых средств. Точнее, нет такой системы, которая обеспечивала бы приток средств именно туда, где есть потребность в инвестициях. Построить такую систему - первейшая задача государства. Основой ее решения должны стать пробуждающие инициативу частного сектора косвенные стимулы. При этом, для того чтобы предотвратить бегство капитала, возможно, потребуются и меры прямого воздействия. Если говорить, например, о Японии в период высоких темпов роста, очень жесткие ограничительные меры были приняты относительно порядка трансграничных капитальных операций. Утечка капитала длительное время жестко пресекалась административными способами. Лишь к концу шестидесятых годов эти ограничения были постепенно смягчены. Возможно, и России следует принять некие ограничительные меры для того, чтобы заручиться доверием зарубежных стран.