Макроиндикаторы

Андрей Белоусов
27 марта 2000, 00:00

Главным фактором роста производства, оздоровления бюджета, накопления валютных резервов и укрепления курса рубля стал рост мировых цен на нефть и сырьевые товары

Февральские макроэкономические данные свидетельствуют о продолжении новой фазы промышленного подъема, начавшейся в ноябре прошлого года. С исключенной сезонностью промышленное производство в феврале выросло по отношению к январю на 2%.

Следует, однако, подчеркнуть, что этот подъем имеет ярко выраженный структурный характер. Во-первых, он проявляется в основном в сырьевых экспорториентированных отраслях - черной и цветной металлургии, химической и нефтехимической промышленности. Во-вторых, по важнейшим видам промышленной продукции расширение производства практически отсутствует: рост объемов выпуска сырья и материалов полностью компенсируется снижением выпуска конечной продукции.

Результаты опросов руководителей предприятий также свидетельствуют о промышленном оживлении (см. таблицу). В феврале произошло заметное улучшение оценок, характеризующих выпуск продукции, спрос и финансовое положение предприятий. Судя по опросам, состояние конъюнктуры оказалось самым благоприятным за последние два года. Оценки общей экономической ситуации, увеличения производства и собственных оборотных средств достигли максимума за весь период наблюдений (с 1995 года): так, на расширение выпуска продукции указали около трети опрошенных руководителей предприятий.

Сохраняются позитивные ожидания руководителей предприятий: доля тех, кто в ближайшие несколько месяцев ориентируется на дальнейшее увеличение спроса и уровня выпуска продукции, составила в феврале соответственно 31 и 42%. Это максимальные значения с 1995 года.

Наблюдающееся конъюнктурное оживление дает основание для оптимистичных прогнозных оценок промышленного производства на 2000 год. В рамках сложившихся инерционных трендов индекс производства промышленной продукции в целом за год может составить 104,0-104,5%. В то же время, если фаза подъема продлится хотя бы до середины года, годовой индекс промышленного производства достигнет 105-106%.

Индекс экономической активности в феврале 2000 года заметно увеличился по сравнению с январем. Его величина приблизилась к максимальному уровню, достигнутому в 1997 году.

В отличие от сферы производства ситуация, складывающаяся в сфере конечного спроса, может быть охарактеризована как стагнация. Общая величина конечного спроса на товары (без учета накопления запасов) выросла в феврале по сравнению с январем всего на 0,3%, а по сравнению с декабрем - уменьшилась на 2,3% (сезонность устранена).

В сфере потребления слабо выраженный рост оборота розничной торговли, наблюдавшийся с августа по декабрь, сменился застоем. За два месяца объем товарооборота практически не изменился. Этот застой наблюдается на фоне маятниковых колебаний реальных доходов населения, не отражающихся, впрочем, на потребительском спросе. В феврале рост реальных доходов составил 9,5% (сезонность устранена), однако он лишь частично компенсировал январский провал: по сравнению с декабрем их объем уменьшился на 5,5%.

В сфере инвестиций ситуация за последние два месяца заметно ухудшилась. Рост инвестиций, наблюдавшийся с июня по декабрь, сменился их масштабным падением. В январе их объем снизился на 19,5% (сезонность устранена), в феврале - еще на 2,9%. Тем не менее, учитывая текущую благоприятную финансовую конъюнктуру в отраслях материального производства и позитивные ожидания руководителей предприятий, сохраняется высокая вероятность роста капиталовложений. В таком оптимистичном варианте, при сохранении промышленного оживления, рост инвестиций по итогам 2000 года оценивается в 3,5-4%.

В сфере внешней торговли доминирующие тенденции - расширение экспорта при общей стагнации объемов импорта.

Рост мировых цен на основные товары российского экспорта, в первую очередь на нефть, обусловил тенденцию повышения его номинальных объемов. При ее сохранении до конца года экспорт товаров в 2000 году увеличится до 82-83 млрд долларов (110-112% к уровню 1999 года). Напротив, несмотря на постепенное укрепление валютного курса рубля, ежемесячные объемы импорта товаров пока не возрастают: в январе импорт упал до 2,4 млрд долларов - до самого низкого уровня за последние шесть лет. С одной стороны, это связано со слабым платежеспособным спросом населения, с другой стороны - сдерживающее влияние на импортеров оказывает фактор президентских выборов. Можно ожидать, что с апреля-мая начнется постепенный рост импорта, и по инерционному варианту развития в 2000 году его объем составит 42-43 млрд долларов (102,5-104,5% к уровню 1999 года).

В результате уже сейчас сальдо торгового баланса (основной канал притока валюты в страну) достигло рекордных за последние годы значений - 4-5 млрд долларов в месяц, за год его величина может составить 39-41 млрд долларов.

После январского всплеска потребительских цен инфляция в феврале 2000 года снизилась до 1%. Низкий уровень инфляции сохраняется и в марте - по оценке, он составит 0,7-0,9%.

Данная тенденция свидетельствует о том, что в экономике завершился переход с одного уровня инфляционного фона на другой (с 2-3% до 1% в месяц). Такая динамика обусловлена целым рядом факторов, среди которых выделяются: низкие темпы роста валютного курса доллара; значительный первичный профицит бюджета (февраль - 3,6% ВВП); низкие темпы роста цен производителей потребительских товаров. При сохранении сегодняшнего инфляционного фона годовой индекс потребительских цен составит 13-15%, что значительно меньше бюджетных проектировок.

Однако снижение инфляционного фона сопровождается хроническим, на два-четыре процентных пункта, опережением динамики оптовых цен по сравнению с потребительскими ценами. За январь-февраль цены производителей выросли на 7,9%, в то время как инфляция составила 3,4%. Ценовыми лидерами выступают субъекты естественных монополий (газовая промышленность, транспорт) и сырьевые экспорториентированные отрасли (черная и цветная металлургия). В результате происходит накапливание потенциала инфляции издержек, который будет препятствовать снижению общего уровня инфляции.

Ситуация в денежно-кредитной сфере в настоящее время характеризуется следующими основными тенденциями:

- укрепление рубля, повышение его реального валютного курса, составившее в феврале 0,6%, в марте, по оценке, - 1,5-2%;

- масштабное увеличение официальных золотовалютных резервов: в феврале - на 0,7 млрд долларов, за первую декаду марта - на 0,6 млрд долларов;

- превышающее уровень инфляции расширение предложения денег, обусловленное чистыми покупками валюты со стороны Банка России (за февраль прирост денежной базы составил 4%, за март ожидается на уровне 6-7%).

Ключевым фактором для данных тенденций является сформировавшееся на денежном рынке превышение предложения валюты над спросом, которое может принять устойчивый характер. С одной стороны, рекордно высокое активное сальдо торгового баланса формирует масштабный приток валюты на внутренний рынок. С другой стороны, внутренний спрос на валюту существенно сжался под воздействием недавно введенных ограничений на открытую валютную позицию банков и повышения норм обязательного резервирования. Снижению спроса способствовало также связывание рублевой ликвидности в операциях на постепенно восстанавливающихся рынках ценных бумаг.

В складывающейся ситуации основным потенциальным источником дестабилизации денежно-кредитной сферы может служить эмиссия, обуславливаемая покупкой Банком России "избыточного" предложения валюты. Однако в настоящее время возможные инфляционные последствия такой эмиссии нейтрализуются расширением спроса на деньги со стороны населения и предприятий. Так, по оценке, за февраль прирост организованных сбережений населения составил 8-9 млрд рублей (3.5% располагаемых доходов).