Никакая страна не может быть конкурентоспособной во всех сферах деятельности одновременно. Международная конкурентоспособность во всех промышленно развитых странах изначально развивалась вокруг отдельных кластеров. Конкурентоспособность Швеции в целлюлозно-бумажном секторе распространяется на оборудование по деревообработке и производству бумаги, конвейерные линии и на некоторые смежные отрасли-потребители, например производство спичек. Дания разработала специфические промышленные технологии для агробизнеса и пищевой промышленности. Немецкие машиностроители и автомобилестроители выигрывают от существования в стране высокоразвитых производителей компонентов для этих отраслей. В Италии специальные кластеры сформировались в промышленных районах, где развиты отраслевые комбинации: металлообработка-режущий инструмент, мода-дизайн, кожа-обувь, деревообработка-мебель.
В России за семьдесят лет плановой экономики практика кластеризации была практически полностью забыта. Кластеризация существовала в начале столетия, когда в стране происходила промышленная революция; в советское же время было сформировано несколько небольших кластеров, в основном вокруг монополистов-поставщиков, но в целом промышленное разнообразие было подавлено монокультурной практикой.
Сегодня в России существует несколько кластеров, образованных вокруг ключевых отраслей (химическая, нефтегазовая, автомобилестроение, металлургия, машиностроение и судостроение), но значительная часть оборудования, узлов и компонентов приобретается у иностранных поставщиков. Эти структуры еще очень хрупки и вряд ли могут сравниться с реальными кластерами, состоящими из хорошо отлаженной системы множества конкурентоспособных поставщиков и клиентов. Процесс формирования высокоэффективных индустриальных кластеров может быть значительно ускорен при помощи целевых национальных и иностранных инвестиций. Богатая сырьевая база России способна послужить основой для интеграции многих важнейших отраслей, таких как машиностроение, химическая промышленность и транспортное оборудование, целлюлозно-бумажная промышленность и полиграфия.
Кластеры могут формироваться на региональной основе, где уже сейчас наблюдается высокая географическая концентрация взаимосвязанных отраслей (например, машиностроение в Москве и Санкт-Петербурге, автомобилестроение вокруг Тольятти, химическое производство вокруг Москвы, Тулы и Нижнего Новгорода), что обеспечивает возможность увеличенного впрыска капитала и технологий при помощи прямых иностранных инвестиций (ПИИ). ПИИ будут содействовать созданию в стране здорового соперничества между местными и иностранными фирмами, что зародит конкуренцию и промышленную модернизацию посредством новых идей, профессионализма, разнообразия стратегий и развития НИОКР. Другим путем может стать провозглашение основных экономических регионов, городов или агломератов особыми зонами развития, где иностранные инвесторы получат особые льготы, если будут способствовать развитию специфических промышленных кластеров.
При группировании кластеров следует проанализировать все вертикальные (поставщик-потребитель) и горизонтальные связи (общая база потребления, технологии и дистрибуция) на региональном уровне. На первом этапе из-за рубежа должны привлекаться важнейшие ноу-хау и технологии, необходимые для различных производственных стадий. Постепенно в России сформируются конкурентоспособные отрасли-поставщики, что повлечет за собой создание конкурентоспособных структур вокруг промышленных столпов и секторов экономики (агробизнес, автомобилестроение, кораблестроение, машиностроение, здравоохранение, коммуникации, туризм, образование).
Опыт показывает, что некоторые высококонкурентные ключевые отрасли в результате внутрикластерного взаимодействия способствуют развитию своих поставщиков и клиентов. Средние и мелкие предприятия формируют сателлитные образования вокруг крупных групп и становятся их поставщиками на мировых рынках. В целом можно отметить, что попытки диверсификации ключевых предприятий могут привести к созданию новых отраслей, которые будут использовать технологии и ноу-хау их материнских компаний.
В мировой практике появилась новая тенденция, характерная даже для крупных компаний, - концентрироваться на главном, отдавая другим производство промежуточных продуктов и предоставление ключевых услуг (аутсорсинг). Вот почему создание кластеров оказывает мощный эффект на малый бизнес. Кроме того, сильные международные позиции местных потребителей выгодно удовлетворяют местных поставщиков, но также мотивируют их выдвигаться на те рынки, где функционируют потребители. Примером могут служить немецкие и японские производители автомобильных компонентов, которые продвигаются вслед за национальными автогигантами, открывая свои предприятия в развитых и развивающихся странах. Это позволяет им оставаться мировыми лидерами.