Семейные радости

27 марта 2000, 00:00

Вслед за театром Сатиры, выпустившим спектакль "Неаполь - город миллионеров" по пьесе Эдуардо де Филиппо (см. "Эксперт" N11), в Ленкоме сыграли премьеру постановки по мотивам "Филумены Мартурано" - не менее известного сочинения итальянского драматурга, знакомого многим по знаменитому фильму "Брак по-итальянски" с Софи Лорен и Марчелло Мастроянни.

Главная героиня пьесы - бывшая проститутка, которая путем обмана вынуждает человека, прожившего с ней двадцать пять лет, узаконить отношения и усыновить трех ее подросших сыновей. В конце концов Филумене удается создать семью: она сообщает Доменико, что среди детей есть и его сын, но имени не открывает, и Доменико, боясь подступающей старости и одиночества, предлагает обвенчаться.

Марк Захаров (художественный руководитель постановки) вместе со своим учеником, режиссером спектакля Романом Самгиным подвергли пьесу некоторой переработке: изменили название (действо именуется "Город миллионеров") и диалоги, подсократив их и добавив для пущего развлечения множество коротких вставок. Впрочем, комизм, связанный преимущественно с ролями второго плана, не самое яркое достоинство постановки. Куда интереснее работа исполнительницы главной роли Инны Чуриковой. Почти обходясь без резких красок, драматических вспышек и повышенных голосовых модуляций, уместных, казалось бы, в подобном сюжете, актриса выстроила на удивление спокойный, ровный, но при этом не однообразный рисунок роли, сыграв и привязанность к Доменико, и радость обретения семейного спокойствия, и любовь к детям, ради которых решилась на рискованное предприятие. Армен Джигарханян (Доменико) со своей задачей справляется несколько хуже.

Особых похвал заслуживает сценография, сделанная в соответствии с реалистической стилистикой пьесы. Художник Олег Шейнцис создал впечатляющую своей натуральностью роскошно отделанную и обставленную квартиру. Причем внимание уделено не только интерьеру: за окном, расположенным за авансценой, открывается вид улицы с фасадами и крышами домов.

И такая, почти документальная, точность оформления вкупе с сугубой достоверностью игры Чуриковой иногда создают ощущение какой-то нетеатральной естественности происходящего. Когда в финале все персонажи усаживаются за сервированный стол, а Доменико произносит тост, кажется, будто мы - просто свидетели обычной семейной истории: любопытной, однако не выдающейся. Что вполне соответствует масштабу спектакля, лишенного - в отличие от последних премьер Ленкома - эффектных жестов, броских ходов и глобальных претензий.