Настоящий игрушечный бизнес

Галина Костина
3 апреля 2000, 00:00

Российские производители игрушек научились делать вполне конкурентоспособную продукцию

В России более 27 миллионов детей до 14 лет. Если каждому родители купят хотя бы одну дешевую игрушку, ценой в несколько десятков центов, уже получается рынок в десятки миллионов долларов. На самом деле он в несколько раз больше. Игрушечная индустрия - вполне серьезный и выгодный бизнес. Лишний раз в этом можно было убедиться, посетив на прошлой неделе выставку "Игрушки и игры" в "Олимпийском".

Хотя выставка была не очень большой и, по словам участников, не слишком точно отражала расклад сил на рынке, одну тенденцию она продемонстрировала четко - в России существенно прибавилось компаний, которые включились в игрушечный бизнес.

Баба-Яга против Барби

Август 1998-го, по словам генерального директора ОАО "Звезда" Константина Кривенко, стал для отечественных производителей не началом, а концом кризиса. До этого на российском рынке царил импорт. Его доля в натуральном выражении, по разным оценкам, колебалась от 75 до 90%. Так, только конструкторами знаменитого датского производителя "Лего" в России торговали сто компаний. После кризиса у "Лего" осталось всего десять дистрибуторов, а объем продаж упал в пять раз. Многие из компаний-импортеров, сделавших большие закупки в канун кризиса, попросту разорились. "В Москве из огромного числа импортеров остались лишь пять-шесть крупных компаний, которые имели либо маленькие запасы игрушек, либо хорошую финансовую поддержку, - говорит менеджер компании 'Премьер-игрушка' Сергей Грошев. - Работать дальше и развиваться они смогли во многом за счет того, что на рынке почти никого не оставалось".

Заполнить образовавшийся вакуум качественным товаром российские производители не спешили - обедневшие соотечественники в полном противоречии с лозунгом "все лучшее - детям" охотно скупали незамысловатый ширпотреб. Но, по словам оптовиков, уже с середины прошлого года ситуация стала меняться в лучшую сторону: спрос стал более притязательным и игрушечники всерьез задумались о модернизации внутреннего производства. Зачастую этим решали заняться бывшие импортеры игрушек.

"Мы продавали на российском рынке импортные игрушки по цене выше средней, - рассказывает генеральный директор компании 'Росмэн-союз' Андрей Притула, - и сразу после кризиса ощутили, что на рынке при наличии больших запасов сравнительно дорогих игрушек образовался вакуум. Счастливое стечение обстоятельств позволило создать проект, который мы сейчас реализуем". Компания совместно с изобретателем Борисом Бухаровым наладила выпуск конструкторов "Блокмастер", на первый взгляд ничем не отличающихся от знаменитого "Лего". Кстати, в России появилось немало производителей, которые так или иначе используют идею датских изобретателей, однако, поскольку система крепления "Лего" запатентована, каждый искал свой вариант - например, менял размеры и форму скрепляющих штырьков. Исследовав российские образцы, в "Росмэне" нашли их неудовлетворительными: детали плохо скреплялись и разваливались. Идея Бориса Бухарова состояла в новом виде крепления с более узкими штырьками, напоминающими пластмассовую щетку. Это позволило снизить требования к точности при отливке (у "Лего" она составляет 0,01 мм, чего трудно добиться на отечественным оборудовании). В результате удалось заказать пресс-формы в России и использовать вместо дорогого импортного пластика стоимостью 2 тысячи долларов за тонну российский пищевой полиэтилен, который втрое дешевле. Андрей Притула доволен, что компании удалось создать весьма достойный продукт: "Я возил наш 'Блокмастер' на международную ярмарку игрушек, и к концу года от нас ждут заказов в десяти странах Скандинавии и Восточной Европы".

Компания "Томь-сервис" также занялась игрушечным бизнесом чуть больше года назад. Идея вроде не нова - деревянные кубики, конструкторы, домино, на которые методом шелкографии наносится изображение. Главное, чем томские кубики отличаются от прочих, - это качество рисунка и долговечность. Ничтоже сумняшеся компания повезла свои игрушки в Северную Америку, и оказалось, что там их с удовольствием покупают. "Безусловно, за океаном очень жесткий игрушечный рынок, куда, казалось бы, невозможно втиснуться, - говорит директор фирмы Александр Беликов. - Но при одинаковом качестве там не найти такой смешной цены, как у нас. Если наш набор стоит от одного доллара, то у них аналогичный дешевле двадцати-тридцати долларов просто не найдешь".

Из импортеров в производители переквалифицировалась и питерская "АМ-Тойз" (пластмассовые конструкторы и машинки), а также московский "Рубеж", выпускающий развивающие детскую моторику игрушки из специального мягкого пластика - этиленвинилацетата (продукцию "Рубежа" можно нанизывать на шнурки, собирать в картинки и лепить на стены).

Как всегда, повышенным интересом посетителей выставки пользовалась продукция компании "Звезда", уже десять лет выпускающей точные копии военной техники, в том числе бестселлер игрушечного рынка - военный супервертолет Ка-58, который делается по лицензии КБ "Камов". "Мы почти в два раза увеличили производство игрушек после кризиса, - рассказывает Константин Кривенко, - загрузили мощности, подкупили оборудование. Сейчас мы, кроме отдельных моделей и наборов с фигурками, начинаем выпуск игр, у нас на выходе 'Куликовская битва' и 'Ледовое побоище' с картонным полем и наборами персонажей". По мнению г-на Кривенко, большой спрос на военную игрушку высокого качества характерен не только для России. "Звезда" экспортирует свой товар в 50 стран мира, а набор "Русские дружинники" получил на международной выставке в Нюрнберге медаль "Модель года".

Впрочем, игрушек такого класса в России производится пока мало. Коммерческий директор оптовой компании "Наша игрушка" Илья Клепиков считает, что российские производители в основном ударились в производство пластмассовых конструкторов, ведер, лопаток, деревянных кубиков, которые не требуют больших инвестиций. Явно не хватает сложнотехнических игрушек, оригинальных кукол, хорошей мягкой игрушки, военных моделей и оружия. "Мы как возили до кризиса итальянские винтовки стоимостью от двадцати до сорока долларов, так и возим, - рассказывает менеджер компании 'Рубеж' Наталья Юрьева. - Они очень хорошо продаются, а у нас таких игрушек не делают".

Успеть до возврата импортеров

По словам многих участников выставки, настоящий игрушечный бизнес в России только начинается. Поскольку качественной производственной базы в СССР практически не было, ее приходится создавать чуть ли не с нуля. А это дело не такое уж быстрое и дешевое. Один станок - далеко не последнее слово техники - может стоить от 20 до 50 тысяч долларов, простейшая пресс-форма - примерно столько же. Причем на них можно отливать только не очень сложные машинки, кубики, детали для конструкторов. А вот, к примеру, для кукол типа Барби уже требуется более сложное и дорогое оборудование. "Звезда", делающая основные обороты на военных моделях, купила такое оборудование и наладила выпуск сравнимых по качеству с западными красотками Василисы Премудрой, Иванушки-дурачка и Бабы-Яги, на подходе - Кащей Бессмертный. Но таких, как "Звезда", среди российских производителей пока немного.

"Когда я выступал в роли импортера, думал, что организовать производство легко, - рассказывает генеральный директор 'АМ-Тойз' Борис Балон, - пока сам не занялся этим. Средства найти трудно, иностранцев завлечь невозможно, они смотрят на нас со страхом даже как на покупателей готовой продукции. Кредиты взять невозможно. Рентабельность вроде кажется заманчивой (в районе 20%. - 'Эксперт'), но скорость оборота мала. А море согласований, которое нужно переплыть, - это вообще отдельная песня!" С ним соглашается и Константин Кривенко: "Вот если бы государство еще лет пять не вмешивалось в реальный бизнес, он, может, и стал бы развиваться. Но наши чиновники так любят сочинять всякие инструкции и подзаконные акты, что отбивают всякую охоту. По этим инструкциям нас, к примеру, сейчас заставляют вести отдельный учет материалов, из которых мы делаем экспортные игрушки, преодолевать всякие дополнительные препоны".

Но российские производители не склонны впадать в уныние. По словам оптовиков, рынок огромный, и те из наших компаний, которые ориентированы на перспективу, а не на сиюминутный спрос, которые начинают производить качественные игрушки для сильно опустевшего среднего сегмента и инвестировать средства в более сложное производство, скоро смогут превратиться в сильных игроков, способных конкурировать с западными игрушечными гигантами. Правда, времени у них не так много. Импортеры потихоньку начинают возвращаться на вновь ставший привлекательным российский рынок, который сейчас оценивается в 80-100 млн долларов и продолжает быстро расти.