Кто там шагает правой?

3 апреля 2000, 00:00

Выставка "Левой, левой" открылась в музее-галерее "Новый Эрмитаж". Впервые в столичном выставочном пространстве одновременно представлено российское "левое" искусство 10-х и 60-х годов: 160 произведений, в том числе скульптура и кинетические объекты из двадцати частных московских коллекций. Устроители посвятили ее Георгию Костаки - первому собирателю русского авангарда. Необычным по тем временам искусством Костаки увлекся после войны и собрал значительную коллекцию. После неоднократных краж и наездов КГБ он был вынужден покинуть Россию, а многое из его коллекции поступило в Третьяковскую галерею и теперь выставлено на Крымском валу.

Экспозиция построена как своеобразная выставка-эссе. Зрителю предлагается материал для размышлений: где истоки традиций, как они преломлялись и почему большевики так упорно - и в 30-е, и в 60-е годы сражались с "формализмом". Художники первого периода обращались к национальному, народному искусству как к источнику духовного обновления. При этом они испытывали сильное влияние французского кубизма и итальянского футуризма. "Левое" искусство настойчиво и последовательно избавлялось от "похожести" на реальный мир. Оно отказалось от воссоздания окружающей действительности и отстаивало право художника творить свои собственные миры.

В "Новом Эрмитаже" зрители не увидят всего музейного регистра супрематизма и конструктивизма, зато познакомятся с практически неизвестными работами наших авангардных классиков - Шагала, Малевича, Матюшина, Поповой, Филонова. Так, бросается в глаза необычный для Шагала почти реалистический "Портрет А. Грановского" 1921 года. Удивительно интересно увидеть и двух разных Филоновых - "Восточный мужчина в синем халате" (1905) и его классические "Головы" (1920). Шаг от реализма к аналитическому искусству длиною в пятнадцать лет! А вполне советский Самохвалов - певец спортсменок и работниц - представлен редчайшей работой "Супрематический круг" (1920). Даже искушенный знаток авангарда откроет для себя и имена малоизвестные: киевлянин Александр Богомазов и почти забытые художницы этого времени М. Синякова и Н. Коган.

Художники авангарда в послеоктябрьское десятилетие стремились работать в тандеме с новой властью. Они трудились в театрах, занимались монументальной пропагандой и оформляли праздничные торжества. Но к 30-м годам, поняв опасность инакомыслия, власть начала изживать "формализм". Податливых советская власть ангажировала, несогласных уничтожала, иные сами уехали из страны. Духовные наследники авангардистов - шестидесятники-нонконформисты никогда с властью не сотрудничали. Их творчество - антипод официального искусства. К авангарду начала века шестидесятники приобщились через своих учителей - Роберта Фалька, Александра Осьмеркина и немногих других художников, которым удалось выжить. По выражению одного из лидеров "лианозовцев" Владимира Немухина, шестидесятники "восстановили утерянное пространство в искусстве". Многие из тех, чьи полотна представлены на выставке, давно считаются классиками: Штейнберг, Рабин, Краснопевцев, Кропивницкий, а репродукции кабаковской "Смерть собачки Али" (1969) или целковского "Группового портрета с медалью" (1968) вошли во все монографии о современном искусстве.