Одинокий игрок

Елена Слатина
3 апреля 2000, 00:00

"Оскар" за анимацию Россия еще не получила

Поболеть за наших кинематографистов, как за российскую футбольную сборную, нам приходится нечасто. Но иногда случай выпадает. Например, когда какая-нибудь российская картина номинируется на "Оскар" в категории "лучший иностранный фильм". Попасть в эту номинацию уже весьма почетно, ведь здесь соревнуются лишь пять картин со всего мира. Комментатор церемонии обычно объявляет: "Картина такая-то, страна такая-то, восьмая номинация этого государства на 'Оскар'". Помимо "лучшего иноязычного фильма" для России открыта еще только одна номинация - "анимационный фильм".

За последнее десятилетие XX века у России было четыре шанса получить золотую статуэтку: в 1990 году ("Корова" Александра Петрова), в 1996-м ("Гагарин" Алексея Харитиди), в 1999-м ("Русалка" Александра Петрова), четвертый шанс оказался нашим.

Вечером 26 марта на сцену "Шрайн Аудиториум" - зала, в котором эти самые статуэтки раздают, наконец-то поднялся Александр Петров. Сам он признается, что победа оказалась для него полной неожиданностью, он даже сомневался, ехать ему в третий раз или нет.

Путь на сцену

Александр Петров учился во ВГИКе у легендарного Иванова-Вано на постановочном факультете, при котором функционировало небольшое отделение анимации. После окончания ВГИКа уехал на Свердловскую киностудию, работал там художником-постановщиком игрового кино. Через шесть лет поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссеров в мастерскую Федора Хитрука и Юрия Норштейна, где в 1989 году сделал свой первый фильм "Корова".

За "Корову" Петров получил невероятное количество призов всех имеющихся в мире фестивалей анимации, в том числе приз за лучший дебют в Аннеси, диплом в Берлине, Гран-при на фестивале в Хиросиме, и главное - номинацию на "Оскар". Первую номинацию России за анимацию за всю историю существования Американской киноакадемии.

Следующая работа Петрова - "Сон смешного человека" - завоевывает главные награды "Крока" (Россия-Украина), "Синанимы" (Португалия) и фестиваля анимации в Тампере.

"Русалку", номинированную на "Оскар" в 1999 году, Петров делает уже на собственной студии "Панорама" в Ярославле. Хотя "собственная студия" - это сильно сказано. "Панорама" - это небольшая комната в местном Дворце культуры.

На оскаровскую церемонию прошлого года Петров прилетел, имея к этому моменту призы фестивалей в Аннеси, Тампере, Хиросиме, Оттаве... всего около десятка престижнейших анимационных наград. "Оскар" уходит другому, и это очень обидно, потому что "Русалка" потребовала от него невероятных затрат - и душевных, и материальных. Но Петров уже имел канадский контракт на "Старика и море".

Петров и "Оскар"

Вечером 30 марта Александр Петров прилетел в Москву, чтобы уже на следующий день уехать в родной Ярославль. Теперь Петров - национальный герой. В Шереметьево-2 его встречали телекамеры и фотокоры. Все газеты пишут, что Петров принес своему отечеству первый "Оскар" за анимацию, несколько забывая о том, что к России эта награда имеет очень условное отношение.

Когда, задолго до отъезда в Канаду, Петров, лауреат всех на свете призов, мастер, признанный во всем мире, долго и тяжело искал деньги на "Русалку", ни Госкино, ни российские мультстудии не обращали на него внимания. По крайней мере участия в нем не принимали. А ценили и хотели его в Канаде. Там, на фестивале в Торонто, он получил Гран-при за "Русалку", а с ним и предложение о сотрудничестве.

"Старика и море" Петров сделал в Канаде на студии "Паскаль Блей Продакшн". И права на фильм принадлежат теперь этой компании. Бюджет двадцатиминутного мультфильма - 2 миллиона долларов (в России таких денег ни один режиссер-аниматор не получал и не скоро получит). Работал Петров два с половиной года, специально под его картину с голливудских студий продюсеры привезли специальную аппаратуру. Режиссер был еще в середине пути, а ему уже обеспечили премьеры в разных странах (В России, кстати, "Старика и море" даже невозможно посмотреть уже по той причине, что ни один наш кинозал не оборудован соответствующей техникой).

Назад в будущее

"Старик и море" сделан в излюбленной манере Петрова - живопись маслом по стеклу. Это сложнейшая из техник, в которой на Западе почти никто не работает - слишком трудоемко. Чтобы создать секунду материала, художник должен нарисовать маслом 24 практически одинаковые картинки, различающиеся только мизерной фазой. При этом Петров никогда не пользуется компьютером (обычно мультипликаторы множат изображение машинным способом). Все, что на экране, сделано его руками, иногда в самом прямом смысле слова - он рисует не только кистью, но и пальцами.

Созданные на чужой земле, его рукотворные мультики продолжают романтическую традицию, сегодня присущую чуть ли не одной российской анимации. И нынешний "Оскар" доказывает, что на эту раритетную "красоту и доброту" сегодня есть спрос. Вообще в 90-е годы отечественная анимация имеет такой же вес в мире, как в советское время балет Большого театра. К сожалению, большинство российских аниматоров, подобно футболистам, уже играют за другие страны. Петров из Канады вернулся, вернулся из Франции Бронзит, но это скорее исключение из правила.

Александр Петров - не Дэвид Уорк Гриффит анимационного искусства. Это не он изобрел манеру "живопись маслом по стеклу". Он вообще особенно ничего не изобрел. Петров - просто большой, преданный делу мастер и отменный живописец. И его абсолютная неповторимость, его уникальность в том, что весь фильм от начала до конца он делает один, без помощи цеха аниматоров. (И только на "Старике и море" ему немного помогал сын.)

Так, в полном одиночестве, он может создавать свои шедевры и в Ярославле, куда он возвращается, несмотря на многочисленные предложения. Там, скорее всего, он возьмется за новый проект. Возможно, за него он получит "Оскар". Уже для России.