"Железный век" на исходе

Елена Рыцарева
10 апреля 2000, 00:00

Рост промышленного производства изменил структуру российского IT-рынка

Традиционная апрельская выставка информационных технологий "Комтек", проходящая в этом году в одиннадцатый раз, считалась зеркалом российской компьютерной отрасли. Первые экспозиции были примитивны, потом стенды становились ярче и больше, выставка росла и в середине 90-х достигла своего апогея. Помнится, в 1996 году "Комтек" занимал все павильоны "Экспоцентра" и даже никогда ранее не арендуемые цокольные помещения, а организаторы с ужасом думали, как же разместить в следующий раз всех страждущих компьютерщиков.

Однако через год сверхусилий не потребовалась - число желающих принять участие сократилось само собой. С этого момента год за годом объем выставочных площадей, занятых "Комтеком", уменьшался как шагреневая кожа. Некоторые объясняли это конкуренцией со стороны других отраслевых форумов, некоторые - стремлением компьютерщиков быть поближе к заказчику: стенды компаний, занимающихся информационными технологиями, все чаще можно было обнаружить и на нефтяных выставках, и на управленческих, и на телекоммуникационных. Но главная причина все-таки в том, что рынок сформировался и стал быстро терять темпы роста. А значит, и новых компаний, которым надо было шумно заявить о себе, становилось все меньше. Послекризисный "Комтек-99" вообще производил жалкое впечатление - пара павильонов со скромными стендами - это, казалось, все, чем могут похвастаться компьютерщики.

В нынешнем году, по прогнозам специалистов, положение в целом не улучшится. По данным международной исследовательской компании IDC, объем российского IT-рынка (в это понятие включены персональные компьютеры и серверы, офисная техника, программное обеспечение и средства Интернета) в 1999 году снизился по сравнению с 1998-м на 9%, до 2,1 млрд долларов США, и в текущем году так и не дотянет по объемам до уровня 1997 года. "Комтек-2000", который начнется через неделю и уместится в двух павильонах, скромными размерами вполне будет соответствовать состоянию рынка в целом. Если судить по списку участников, где, кроме внушительного клана производителей офисного оборудования и полиграфии, которые сконцентрируются в специальной экспозиции Publishing Expo и Apple Expo, представители других секторов присутствуют лишь отчасти и в лице не самых ярких персон, рынок медленно умирает.

На самом деле полноценный "Комтек-2000" должен был бы выглядеть так: стенды апологетов Всемирной паутины стараются перещеголять друг друга демонстрациями кибер-моды и шоу со звездами эстрады, радуют глаз сделанные именитыми дизайнерами стенды системных интеграторов, повсюду виднеются логотипы лидеров рынка ПК и серверов. Ведь за послекризисный год в отечественной IT-отрасли качественные изменения все-таки произошли, просто нынешний "Комтек" их уже не отражает.

Наиболее заметные тенденции года: серьезный рост продаж систем автоматизации управления предприятиями, перегруппировка сил среди сборщиков ПК и удвоение числа российских пользователей Интернет. Новая структура отечественного IT-рынка наконец стала приближаться к западным стандартам: темпы роста продаж ПО и услуг впервые за последнее десятилетие превысили темпы роста продаж "железа".

Реальный сектор жаждет интеграторов

 В высокоразвитых государствах затраты на покупку компьютерной и оргтехники примерно равны затратам компаний на услуги и программное обеспечение. Чем менее развита экономика страны, тем больше доля оборудования в затратах местных фирм на автоматизацию. Ориентация преимущественно на покупку "железа" была характерна и для отечественных компаний. Этот сектор компьютерного рынка стабильно рос с начала 90-х. После августовского кризиса 1998 года покупка "железа", персональных компьютеров и серверов упала, но продажи программных продуктов не снизились, а объем продаж лицензий программного обеспечения по автоматизации предприятий в 1999 году, по данным IDC, увеличился на 25% (до 44 млн долларов).

Причина тому - рост российского промышленного производства. Благодаря оживлению отечественной индустрии изменился не только объем продаж, но и структура спроса. Среди крупнейших покупателей программного обеспечения и услуг на смену банкам и министерствам пришли нефтегазовые предприятия, металлургические заводы и автомобильные компании.

В первую очередь оживление на IT-рынке почувствовали фирмы, именующие себя системными интеграторами, те, кто занимается построением сложных информационных систем для заказчика и сопутствующим технологическим и управленческим консалтингом. "Наши предприятия поняли, что, когда годовой прирост производства составляет 20% в год, единственное средство, при котором можно управлять компанией со столь высокой динамикой, - это современная информационная система, - говорит генеральный директор ведущего российского системного интегратора IBS Сергей Мацоцкий. - Вместе с тем, кризис заставил более внимательно контролировать издержки, бороться за снижение себестоимости, а такого рода аналитика дается гораздо легче, если предприятие имеет соответствующий полифункциональный программный продукт - так называемые ERP-системы (многомодульные программы, управляющие различными производственными процессами. - 'Эксперт')".

Каждый российский системный интегратор уже остановил свой выбор на конкретном программном продукте. Так, IBS внедряет систему немецкой SAP, "АйТи" - американскую Oracle Applications и собственный продукт "БОСС-Корпорация", Tops сосредоточилась на продукте голландской BAAN, "Ланит"- на BAAN и Oracle Applications, R-Style - на системе PRMS американской Computer Associates. Сейчас большинство из них отмечают резкий рост интереса со стороны своих заказчиков.

Характерно, что именно большие многофункциональные западные системы автоматизации предприятий оказались как раз "в пору" многим нашим компаниям. "Наши системы имеют специальные модули по разным отраслям производства, учитывающие специфику, например, металлургии, нефтепереработки, машиностроения, транспорта, - говорит управляющий директор SAP СНГ Марко Буркхардт. - В области логистики и управления планированием производства есть отраслевые различия, но когда речь идет о многопрофильных холдингах, мы предлагаем комплексное решение. Для специализированного Запада это не столь важно, а в России это является большим преимуществом. Если мы говорим о местных больших концернах типа "Газпрома" или "ЛУКойла", то они очень нуждаются именно в такой услуге, т. к. зачастую управляют не только добывающими и перерабатывающими производствами - в их структуре есть все вплоть до банков и собственных авиакомпаний".

В целом рынок услуг системных интеграторов в РФ за 1999 год, по оценке руководства IBS, увеличился на 20% и продолжает устойчиво расти. По мнению президента "АйТи" Тагира Яппарова, практически все российские предприятия, выпускающие импортзамещающую или экспортную продукцию, нуждаются в помощи специалистов по автоматизации управления. У самой "АйТи" после кризиса среди клиентов появились такие компании, как Иркутское авиационное предприятие, "ЛОМО", "Балтийский завод". IBS получила заказы от "Ростелекома", НАК "Нефтегаз Украины", подразделений "ЛУКойла". "Ланит" реализует проекты для "Роснефти", ТНК, "Уральского оптико-механического завода".

Впрочем, российский клиент пока еще не до конца осознал, что сервис так же "осязаем", как и железо. В той или иной мере компания согласна заплатить за само программное обеспечение и услуги по его внедрению. Но, например, пока совершенно не воспринят отечественным рынком такой необходимый, с западной точки зрения, вид сервиса, как project management (управление проектом). В развитых странах предприятия готовы платить за такие услуги до 10% от всей стоимости системы. Первую попытку заработать на услугах по project management предприняла IBS в проекте с одним из гигантов российского топливно-энергетического комплекса. IBS выиграла тендер на генерального подрядчика по созданию отраслевой информационно-управляющей системы, но заказчик в итоге так и не выделил достаточного количества средств, и IBS пришлось заняться традиционной для отечественного рынка работой - поставкой оборудования и внедрением ПО. Что уж говорить о более мелких и не столь богатых клиентах.

Другая проблема, которая волнует руководителей компаний-интеграторов, - дефицит высококвалифицированных кадров. По оценке Сергея Мацоцкого, для того чтобы вырастить грамотного специалиста, например, по SAP, нужен как минимум год. Сейчас в России в среднем продается 30-40 систем SAP в год, а профессиональных консультантов не более 200 человек. В следующем году, считает Мацоцкий, будет продано более 50 систем SAP, и на каждую придется всего по четыре специалиста, чего явно недостаточно.

Пока на рынке системной интеграции число игроков и их позиции не меняются, если не считать компании "Анкей", которая недавно вошла в АФК "Система", потеряв в процессе присоединения три четверти специалистов, а с ними и свою позицию на рынке. Среди лидеров можно назвать российские компании "АйТи", "Ланит", IBS, подразделения международных консалтинговых гигантов PricewaterhouseCoopers, Andersen Consulting. Устойчивую позицию имеют российские компании TopS, Sterling Group, а также несколько фирм, сфокусированных на одной отрасли или на одном регионе. Однако в связи с ростом спроса аналитики не исключают появления в ближайшее время новых игроков. В консалтинг могут податься российские компании, специализирующиеся на построении компьютерных или телекоммуникационных сетей. Впрочем, их диверсификации может воспрепятствовать все тот же дефицит кадров. Возможен приход западных системных интеграторов. Кроме того, традиционные компьютерные гиганты, такие, как IBM, Hewlett-Packard, активно выступающие на ниве консалтинга и системной интеграции на Западе, вполне возможно, и в России активизируют свою деятельность в этом секторе. IBM уже делала такую попытку в 1996-1997 годах, но свернула это направление во время очередной внутрикорпоративной перестройки. Выход на рынок системной интеграции - нормальный этап развития и для российского сборщика, но пока он делает в этом направлении только первые робкие шаги.

Российские сборщики наступают и не выигрывают

В отличие от рынка услуг в стане производителей компьютеров кардинальных изменений не произошло. Импортные производители ПК, и так не слишком уютно чувствовавшие себя на российском рынке, после кризиса сдали свои позиции. "В тысяча девятьсот девяносто девятом году нашу технику стали закупать предприятия и структуры, ранее традиционно использовавшие только западные компьютеры, например Сбербанк РФ", - говорит генеральный директор R-Style Computers Василий Селюминов. Причина патриотизма покупателей - цена. Компьютеры отечественной сборки аналогичной конфигурации чуть ли не вдвое дешевле, чем западные. После кризиса, когда даже самые богатые компании стали считать средства, им волей-неволей пришлось обратиться к российским производителям. Сейчас почти у всех наших крупных сборщиков есть постоянные оптовые покупатели: R-Style продает свои компьютеры, кроме Сбербанка, "Ростелекому" и МПС, "Аквариус" - Фонду социального страхования, R & K - космическим ведомствами, а ИВК любят силовые структуры.

Но радоваться отечественным производителям особенно нечему. Прибыльность бизнеса резко упала. Межведомственная операция "Импорт", направленная на борьбу с незаконным ввозом товаров, в том числе и комплектующих ПК, совсем ослабила компании. До конца силовой акции (до 20 апреля) компьютерщики отказываются открыто говорить о последствиях. Однако уже сейчас ясно, что при выплате всех таможенных сборов и НДС, которые повышают стоимость комплектующих на 38%, бизнес компаний превратится в элементарное выживание.

Наибольшие шансы имеют те, кто пытается развивать собственный brand-name. Компании с устоявшимся имиджем при прочих равных могут претендовать на большие заказы в корпоративном секторе, в котором в ближайшее время и будут происходить основные закупки. Наиболее близко к созданию раскрученной марки подошел "Вист", однако авантюрная рыночная стратегия привела лидера рынка к краху.

Место "Виста" пока так никто и не занял. В пятерку лидеров по объемам продаж за 1999 год (в натуральном выражении) входят российские R & K, "Формоза", "Аквариус" и американские Hewlett-Packard и Compaq. Но различие в продажах между лидерами невелико, и ни одна компания не может похвастаться не только 25% (именно такую долю занимал "Вист"), но даже и 15% рынка.

Олигархи полюбили виртуальный бизнес

Картина российского IT-рынка была бы неполной без упоминания самой яркой тенденции - набирающего обороты интернет-бума. Число пользователей Сети в послекризисный период удвоилось. Аналитики утверждают, что рост не замедлится в течение нескольких лет. "Помимо компьютерных фанов в Сеть все чаще стали заходить далекие от новых технологий люди. Кроме того, в 2001-2002 годах к стану активных обеспеченных пользователей Интернетом присоединятся нынешние студенты, которые уже не мыслят жизни без Всемирной паутины", - считает генеральный директор интернет-компании "Юниверс Он-лайн" Юрий Ровенский.

Еще пару лет назад, когда говорилось об обороте российского Интернета, то подразумевались практически только услуги телекоммуникационных компаний по доступу в Сеть. В этом году, по прогнозам Arthur Andersen, четверть оборота рынка придется на услуги, связанные с консалтингом, проектированием Web-сайтов, деятельностью контент-провайдеров и т. д.

Буквально с января этого года началась усиленная скупка интернет-ресурсов. Особенно активен консорциум Internet Holding Company ("Русские фонды - Orion Capital Invest"), купивший поисковую систему Rambler, информационный сайт Lenta.ru, развлекательный ресурс "Кулички". Инвестиционная компания ru-Net Holdings Ltd., созданная группой российских и западных венчурных капиталистов (основной акционер - Baring Vostok Capital Partners), с начальным капиталом более 20 млн долларов приобрела питерский интернет-магазин Ozon.ru. Американский оператор связи "Голден Телеком" также скупает сайты для создания портала, начав с образовательного ресурса referat.ru и игрового Absolute Games.

Примечательно, что на этот рынок потянулся крупный российский бизнес. Серьезную заявку на лидерство в Рунете сделал в конце марта московский "Госинкор-холдинг". Группа компаний холдинга во главе с Гута-банком и "Инкорстрахом" создали ОАО "Юниверс Он-лайн" с уставным капиталом 40 млн долларов. Инвестиции пойдут на создание большой многофункциональной торговой площадки в Интернете. Не отстает и "Медиа-Мост". Несмотря на тяжелое финансовое положение, он инвестировал 10 млн долларов в создание компании "Мемонет", которая и разрабатывает сайты (www.anekdot.ru, www.reklama.ru, www.msnbc.ru), и владеет рекламной баннерной сетью, и предоставляет (с начала апреля) высокоскоростной доступ в Интернет через каналы собственного спутника "Бонум-1".

И РАО "Газпром" потянуло в электронную коммерцию. РАО через свою дочернюю компанию "Газпроминвестхолдинг" совместно с английской Middlesex Holding и информационным агентством "Интерфакс" объявили в марте о создании крупнейшей в Восточной Европе системы торговли металлами через Интернет. Кроме того, газовый монополист намерен создавать по всей России центры по доступу в Интернет. Аналогичным путем идет и нефтяной гигант ЮКОС. Созданная им "Сибирская интернет-компания", кроме услуг провайдера, уже делает и веб-дизайн, и поддержку сайтов, и ведет подготовку специалистов. Борис Березовский в одном из своих последних интервью также обнаружил интерес к отечественному Интернет-рынку, правда, пока о конкретных проектах решил не распространяться.

Впрочем, сам интернет-рынок пока не имеет ни признанных лидеров, ни четкой структуры. Не стоит забывать, что Интернет в России в глаза видели лишь 3% населения, а пользуются регулярно менее 2%. Так что усилия множества компаний направлены пока на чрезвычайно узкую, хотя и достаточно образованную и обеспеченную аудиторию.