Железный кулак

Станислав Пугинский
17 апреля 2000, 00:00

Государство должно снять барьеры на пути концентрации российского ВПК

Несмотря на неблагоприятную макросреду и непоследовательные, а зачастую деструктивные решения государства, большинство предприятий оборонной промышленности адаптировались к рыночной среде. Необходимый для запуска структурных преобразований этап коммерциализации этого сектора экономики пройден. Судьба оборонно-промышленного комплекса теперь зависит от способности государства провести такие преобразования. Задача сегодняшнего дня - формирование единой идеологии развития оборонно-промышленного комплекса и законодательное закрепление механизмов его реформирования. Такая идеология должна задаваться комплексом взаимоувязанных документов: военной доктриной РФ, государственной программой вооружений на 2001-2010 годы и федеральной целевой программой реформирования оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 года.

Cерьезный пересмотр положений федерального закона о государственном оборонном заказе назрел. Новая редакция закона призвана обеспечить решение таких актуальных проблем, как концентрация и рационализация оборонного производства, развитие реальной конкуренции между предприятиями за рынок заказов, переход на среднесрочный период формирования и финансирования оборонного заказа, безусловность выполнения государством своих финансовых обязательств. Стоит внести изменения и в законодательство о лицензировании производства вооружений и военной техники. Следует заметить, что в отличие от отечественных зарубежные лицензии часто представляют собой многостраничный документ, детально определяющий условия и ограничения деятельности производителей вооружения.

Корректировке должен подлежать и закон о военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами. Закон в нынешнем виде не только слишком общ, но и содержит ряд внутренних противоречий. Так, непонятна правовая природа разрешений производителям осуществлять экспорт вооружения в условиях государственной монополии на него. Проблема легко преодолевается, если вместо подобного разрешения производителям будет предоставляться концессия на экспорт военной техники. Концессионный договор станет также механизмом обеспечения поступлений в бюджет от военно-технического сотрудничества на цели финансирования оборонного заказа. Кроме того, данный договор - намного более гибкий и удобный для государства инструмент регулирования, чем нынешние разрешения. В законе следует усилить "сервисные" функции государства по отношению к оружейному бизнесу в целях активизации захвата и удержания зарубежных рынков.

Центральным звеном селективной поддержки государством оборонных предприятий целесообразно сделать стимулирование спроса на их продукцию. Это касается как гражданской продукции, так и экспортных поставок продукции военного назначения. Исключительную значимость проведению такой политики придает активная деятельность иностранных государств и международных финансовых организаций по продвижению на российские рынки импортных машин и оборудования на условиях связанных кредитов и систематическое вытеснение России с мирового рынка оружия. В этих условиях продукция отечественного ВПК, даже превосходящая по техническим и ценовым характеристикам импортные аналоги, становится неконкурентоспособной на внутреннем и внешних рынках без проведения государством адекватных мер.

Для реализации этой политики требуется широкий набор форм кредитования покупателей продукции оборонного комплекса. Оно может осуществляться в отношении внутренних покупателей в форме связанного бюджетного кредита; целевого инвестиционного налогового кредита покупателю; кредита, предоставляемого кредитной организацией за счет денежных средств, полученных путем учета (переучета) векселя покупателя продукции в Банке России. В части экспортных поставок возможными мерами являются переучет экспортных векселей, государственное страхование поставок, бюджетное кредитование контрактов и т. п.

Ключевой и наиболее трудоемкой задачей является формирование в оборонной промышленности системообразующих интегрированных структур, которые и составят "ядро" российского ВПК. Оболочкой этого "ядра" будут участвующие в кооперации гражданские предприятия и венчурные фирмы. Поскольку из 1663 оборонных предприятий на сегодняшний день 1240 имеют государственное участие либо являются унитарными, формирование интегрированных структур должно основываться на объединении находящихся в федеральной собственности пакетов акций. В качестве дополнительных ресурсов, которые государство способно предоставить для проведения реструктуризационных программ, реально использовать возможности по реструктуризации задолженностей предприятий в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, в том числе и рамках потенциальных новаций долгов в различные ценные бумаги.

Между тем действующая до сих пор Государственная программа приватизации 1993 года не позволяет консолидировать в холдингах более 10 процентов акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации. На внесение таких пакетов в холдинг требуется также согласие губернаторов. Эти нормы стали камнем преткновения для создания многих интегрированных структур. Поэтому крайне важно в ходе доработки ко второму чтению федерального закона о холдинговых компаниях предусмотреть отдельную главу о государственных холдингах, снимающую названные ограничения.