2000, N13 (224)
В ожидании заказчика
Ожидание будет долгим. Если правая партия собирается позиционироваться как партия предпринимателей, то ожидание будет вечным. Даже в США способными к предпринимательству являются 14 человек из тысячи то ли активного населения, то ли населения вообще. Просто в таком случае вы, Сергей Владиленович, будете строить вечно проигрывающую выборы партию. Поэтому нужно делать ставку не только на предпринимателей как естественных носителей правых мыслей. Среди голосовавших "едино" и "лево" очень много людей голосовали "консервативно", сами не понимая этого. Это я к тому, что нужно добавить ноты здравого консерватизма. Я был сильно обрадован процентом СПС на выборах. И имею наглость утверждать, что человек пять-восемь голосовали благодаря моим простым и доходчивым доказательствам. А не пляскам на нашем стадионе (в Питере) прошлым летом. Необходимо понятней излагать мысль. К примеру, в этой статье есть термин "трансакционные издержки". Я на пару минут задумался (угадайте, почему). Можно было проще сказать: "издержки обращения". Тем более я был убедительнее танцев, так как в результате банкротства по ГКО (красивее и непонятнее -дефолт) мы оказались на улице и пришлось открыть новую компьютерную конторку.
Сергей Филяк, fil@aura.ru
Призвание варягов
Хочется обратить внимание только на два момента. Первый - это мысль о том, что со временем "IKEA будет продавать не 10, а 30% продукции российских производителей". Полагаю, что этого не будет, по крайней мере на мебельном рынке. Так как все российские фабрики, которые выжили и хотя бы чуть-чуть занимались сбытом (созданием дистрибуторской сети или собственных торговых центров), сейчас имеют устойчивый сбыт, так как рынок не насыщен (на рынке мягкой мебели производители вообще не успевают удовлетворять запросы клиентов). Спросите любого из руководителей успешных мебельных компаний, будет он работать со шведами или нет. Ответит "нет", потому что они предлагают купить мебель, которая обходится условно в три рубля, за два с половиной. Зачем это надо, когда можно продать самому за пять, а IKEA продает еще дороже. Собственно, ко всем они уже приходили и получили отказ. Второй момент - расчет емкости московского рынка. Хотя бы умножили на два для приличия (на самом деле он еще больше). Хочется заметить, что у крупных торговых центров, например "Гранда", особых проблем быть не должно. Они практически никак не пересекаются с IKEA. Да, в "Гранде" есть салфетки, которые дороже, но, смею заметить, несколько лучшего качества, а китайских полотенец, наверное, там вообще нет. О чем надо писать, так это о том, что это классная воронка для высасывания денег у населения. Интересно было бы узнать, каков процент незапланированных покупок в торговом центре IKEA? Как они добиваются того, что люди после трехчасового гуляния по этому лабиринту чувствуют себя отдохнувшими, а не замотанными, как после наших магазинов? Почему остается желание приехать туда еще?
Андрей Бочкарев, bochkarevu@mtu-net.ru
Миф о цивилизованном предпринимателе
Предложение Петра Карпова о приведении уровня цен к уровню денежной массы путем снижения цен является абсолютно нереальным. В цене любого товара уже заложены цены многих производителей на достаточно большом промежутке времени, поэтому глобальное снижение цен возможно только путем банкротства всей экономики. Развитие бартера и денежных суррогатов в России доказывают, что снижение цен с помощью сжатия денежной массы не реализуется. Варьируя объем денежной массы, можно регулировать только темпы роста цен и размер кредитных вложений. Считать же главной причиной бартера желание менеджеров воровать (отсюда и методы борьбы) - это, извините, экономический идеализм сродни идее построения коммунизма путем пропаганды морального кодекса.
Михаил Хартман, Москва, onlavochka@mtu-net.ru, www.mtu-net.ru/lavochka
2000, N14 (225)
Алюминиевая кость
По-моему, концентрация в алюминиевой промышленности не только полезна, но и неизбежна по ряду причин. Во-первых, это является отражением общемировой тенденции, и не отреагировать своевременно на последние подвижки в мировой экономике значит потерять отрасль для будущего. Во-вторых, необходимость данного шага усиливается внутрироссийской спецификой: только в рамках мощных интегрированных структур в современной России возможно сосредоточение достаточных средств для проведения модернизации производства и профессиональной перестройки управления. Смотреть на сами методы борьбы в отрасли можно по-разному, но неоспоримо одно: российский собственник переходит наконец от стратегии "бери что сможешь" к принципу построения эффективных, стабильных производственных структур. И именно эта тенденция, возможно, станет тем вектором развития, следуя которому наша промышленность сможет наконец преодолеть кризисные явления последнего десятилетия.
Дмитрий Лыткин, djmon@mail.ru
Осторожно, кризис!
Прогноз дело вероятностное, и ценность работы прогнозиста тоже. Для того чтобы повысить матожидание ценности, основное правило при составлении прогноза - сделать его ниже среднего. Если вдруг сбудется, можно бить себя в грудь и говорить про то, как я крут. Ну а если не сбудется, то всем будет хорошо, и они про вас забудут. При этом степень отклонения от среднего (в сторону понижения, естественно) зависит от склонности конкретного прогнозиста к риску. Если ему хочется быть крутым, то и отклоняться следует не слабо.
Юрий Липунцов, yuri@ns.econ.msu.ru
Поразительно, что авторы статьи на основании тестирования своей системы в течение всего лишь менее одного года начинают безапелляционно оперировать терминами "однозначно" и "неизбежно". Лично я ничего не имею против вашей системы, и, дай Бог, чтоб ваши прогнозы исполнились, но судить таким образом о рынке на основе ваших крайне краткосрочных данных по меньшей мере некорректно. История мирового фондового рынка знает достаточное количество различных гуру, которые в конце концов садились в лужу благодаря своим предсказаниям. Столетний опыт биржевой торговли показывает, что невозможно точно предсказывать в долгосрочном плане поведение рынков, как невозможно точно предсказать поведение и поступки отдельно взятого участника рынка.
Александр Сафронов, safer@mail.ru
Третья естественная монополия
Это же глупость невероятная! Я знаю, что у коммунистов мозги набекрень, но всему есть границы. Ведь надо считать и все долги, от которых Ленин отказался (а раз речь идет о золоте за оружие, то и долги Первой мировой, и долги белых правительств). Надо считать и иностранную собственность, конфискованную большевиками. (Суммы, надо полагать, огромные - только в Питере треть недвижимости была в руках иностранцев). Раз речь идет о процентах - тогда и компенсация за ущерб, нанесенный этой собственности, и за неполученную прибыль. Это мы должны всему миру. (Умолчим о компенсациях за десятилетия подрывной деятельности, т. е. поддержку Мировой революции, а то совсем грустно будет.) И такие люди, как Сироткин (воистину ВладЛен), - профессора Дипломатической академии МИДа... К сожалению, наша страна обречена. Против глупости даже боги бессильны.
А. И. Плотицын, Plotitsyn.Alexey@appm.ru