В ожидании холдинга

Андрей Галиев
17 апреля 2000, 00:00

Без Артема Боровика бизнес группы "Совершенно секретно" неизбежно станет другим. Но этот бизнес будет

На прошлой неделе в Москве завершились переговоры представителей "Совершенно секретно" с их американскими партнерами по изданию еженедельной газеты "Версия". Американцы подтвердили свое участие в проекте: они не предполагают ни продавать свою долю, ни каким-то другим образом изымать инвестированные три миллиона долларов.

Судя по тому, что рассказывают участники переговоров, принятое решение обе стороны считают абсолютно естественным. Но сторонним наблюдателям оно может показаться знаковым, подтверждающим перспективы существования и работы "Совсека" и после трагической гибели Артема Боровика, с именем которого прежде всего и ассоциируется "Совсек".

Холдинг

Строго говоря, никакого холдинга "Совершенно секретно", о котором часто пишут журналисты, в имущественно-юридическом смысле этого слова пока нет. Есть несколько компаний (см. схему), принадлежащих одним и тем же лицам, управляющихся по большей части одними и теми же лицами, зачастую использующих труд одних и тех же лиц. Эти компании издают периодику (ИИГ "Совершенно секретно", ЗАО "МАПТ-Медиа", ЗАО "Лица"), книги (издательство "Совершенно секретно"), выпускают телепрограмму ("Совершенно секретно Телеком") и занимаются (по крайней мере, занимались до гибели Боровика) различными немедийными проектами вроде организации празднования юбилея Москвы.

При этом издание ежемесячной газеты "Совершенно секретно", книг, а также выпуск одноименной телепрограммы являются прибыльными, газета "Версия" - безубыточна, а журнал "Лица" нуждается в дотациях. В целом оборот периодических изданий превышает 10 млн долларов в год.

Собственниками всех перечисленных компаний, за исключением "МАПТ-Медиа", были Артем Боровик и его супруга Вероника Боровик-Хильчевская. Теперь по Закону о наследовании и с учетом того, что их дети являются несовершеннолетними, владелицей группы компаний станет Боровик-Хильчевская.

В "МАПТ-Медиа" 50% акций принадлежит компаниям, представляющим двух очень крупных американских предпринимателей - Мортимера Цукермана (строительство и операции с недвижимостью, а также Daily News и US News & World Report) и Альфреда Таубмана (до последнего времени один из основных партнеров Sotheby`s, интересы в строительном бизнесе).

У компаний, занимающихся книгоиздательством, производством телепрограммы и немедийными проектами, есть собственные генеральные директора и бухгалтерии. "Куст" периодики имеет единую бухгалтерию, единственного генерального директора Николая Арутюнова и шеф-редактора находящейся в стадии формирования объединенной редакции Рустама Арифджанова.

По словам Арифджанова, настоящий холдинг предполагалось создать в текущем году. При этом, как заявил Арутюнов, "доминировали прагматические соображения": "Есть затратные проекты. И вместо того, чтобы каждый раз обсуждать, кто в какой степени способен участвовать в их финансировании - например, в финансировании перевода "Версии" в ежедневный режим, проще было централизовывать фонды на уровне холдинга и направлять их туда, куда мы считаем нужным".

Первый шаг был сделан в ноябре прошлого года, когда было принято решение о создании объединенной редакции с целью оптимизации использования кадров: с одной стороны, в "Совершенно секретно" обозреватели пишут материалы раз в месяц, а с другой - сотрудники "Версии" достают интересную, но не настолько актуальную информацию, чтобы ей нашлось место в еженедельнике. Кроме того, требовалось в каком-то смысле примирить две журналистские команды. Журналисты имеющей многолетнюю историю газеты "Совершенно секретно" зачастую воспринимали новую газету "Версия" как нечто лишнее и ненужное. А журналисты "Версии", в свою очередь, считали, что они пишут гораздо лучше "стариков". По словам Арутюнова, "чтобы это сломать, надо было просто объяснить, что они в разных изданиях работают все равно на одну структуру, а их зарплата сильно зависит от результатов общего труда".

Увы, из-за гибели Боровика процесс холдингизации замер, и новый старт ему может быть дан только тогда, когда его вдова станет полноправной владелицей компаний, - через полгода. Впрочем, в том, что холдинг будет создан, никто не сомневается.

Без Боровика

"Несмотря на то что формально владельцем практически всего был Артем, пожалуй, даже более деятельное участие в бизнесе принимала его жена Вероника. Во-первых, практически ни одни переговоры с зарубежными партнерами без нее не происходили. Во-вторых, в понимании экономической стратегии она доминировала", - утверждает Рустам Арифджанов. Это дает основание надеяться на то, что будущий холдинг окажется успешным.

Однако добиться этого будет непросто, поскольку основной бизнес "Совсека" специфичен - это прежде всего расследовательская журналистика, и специфика его до сих пор определялась личностью Артема Боровика. Он был не только и, возможно, даже не столько менеджером, сколько идеологом, информационным источником и в каком-то смысле "крышей" для своего бизнеса.

"Конечно, мы потеряем некоторые связи Артема, - говорит Арифджанов. - К Веронике тоже хорошо относятся некоторые президенты государств и компаний, но Артем все-таки был более знаковой фигурой для них. Он был очень информированным человеком, а получение информации предполагает доверительное отношение между источником и человеком, которому информация доверяется. Ни я, ни Вероника, ни мы вместе такой степенью доверия не пользуемся. Скажем, у меня друзья в СПС, а у него в 'Отечестве'. И при том, что в каких-то основных позициях мы были единомышленниками и многих его друзей я знаю, захотят ли они разговаривать со мной так же доверительно, как с Артемом, это их право решать". По имеющейся у нас информации, практически все наиболее острые и скандальные публикации в "Версии" были инициированы Боровиком, он вбрасывал тему, обеспечивал контакты.

До сих пор в одновременном производстве находилось обычно десяток-полтора судебных исков против изданий "Совсека". И это при том, что по установленной технологии все материалы до публикации должны проходить через юриста. Изменилась ли после гибели Боровика активность противников группы? "Я думаю, что у людей все-таки есть совесть, все подождут, пока пройдут сорок дней со дня смерти (17 апреля. - 'Эксперт'), - считает Арутюнов. - А дальше я не сомневаюсь в том, что и Веронику, и всех нас будут пробовать на прочность. Уверен, появятся иски на публикации трех-четырехлетней давности. Пробовать с Артемом в свое время могло просто дорого стоить. Всем интересно, как будет сейчас..."

Кроме того, зачастую именно Боровику или "под Боровика" раньше давали деньги. Например, газета "Версия" возникла благодаря тому, что Мортимер Цукерман еще с 1986 года был хорошо знаком с Артемом Боровиком. А переговоры о дальнейшем развитии этой газеты - об издании ее недорогих региональных вариантов - продуктивно шли с руководителем "Группы 'Альянс'" Зией Бажаевым, с которым Боровика также связывали хорошие личные отношения.

В этом контексте наименее очевидной представляется судьба немедийных компаний, деятельность которых раньше практически полностью обеспечивал Артем Боровик своим энтузиазмом и связями. По словам Николая Арутюнова, "Артем последний месяц носился с идеей сделать под Новый год шоу Жана-Мишеля Жарра на Байконуре".

Будут у Вероники Боровик-Хильчевской желание и возможности заниматься сторонними проектами, они будут существовать, нет - нет.

Неопределенности

Прошедший с момента авиакатастрофы месяц - на самом деле слишком маленький срок для того, чтобы понять, как именно будет меняться отношение внешнего мира к группе "Совершенно секретно", и наоборот.

Есть не только понятные опасения, но и некоторые позитивные сигналы. С одного из них мы начали - шокированные произошедшим американцы не уходят из проекта "Версия", несмотря ни на гибель человека, которому они доверили инвестиции, ни на оказываемое на них давление третьих лиц. По словам Арутюнова, ему известно, что в США еще при жизни Боровика приезжал российский министр по делам печати Михаил Лесин и объяснял, что вложения в "Версию" - это потерянные деньги, мол, газете все равно не жить: "Или надо разговаривать с Артемом и объяснять ему, что есть, конечно, идеалы свободной прессы и желание делать некие сенсации, но есть и реальная жизнь". "Но Цукерман в этом смысле человек жестких устоев: если мы договорились 'на берегу', значит, ничего не меняется", - говорит Николай Арутюнов.

Внешне вроде бы не изменились отношения с правительством Москвы. При том, что, по утверждению Арифджанова, в группе нет ни одной структуры, в которой хотя бы один процент принадлежал московскому правительству, и все взаимоотношения базировались на идеологической близости и личной дружбе Боровика и столичных руководителей. По словам Арутюнова, Москва сейчас помогает в создании Фонда памяти Артема Боровика - фонда, который занимался бы проведением конкурсов на лучшее журналистское расследование, выплачивал бы стипендии лучшим студентам журфаков МГУ и МГИМО.

С другой стороны, у американцев нет и желания делать новые инвестиции в "Совсек", например, на издание региональных вариантов "Версии".

Как будут развиваться отношения с московским правительством дальше, сказать сложно, поскольку в "Совсеке" осознают и то, что достигнутый уровень лояльности изданий группы по отношению к столичным властям (и блоку "ОВР") послужил причиной некоторого снижения в конце прошлого года тиражей "Версии" - читатель заподозрил газету в аффилированности.

К числу других неопределенностей в развитии бизнеса "Совершенно секретно" стоит отнести судьбу проекта издания региональных вариантов "Версии": Зия Бажаев погиб вместе с Артемом Боровиком, и какие-либо переговоры между двумя их структурами могут возобновиться не раньше мая.

Еще менее понятны перспективы выпуска ежедневной "Версии". Артем Боровик считал, что ежедневный городской таблоид просто должен быть - сначала возникла идея, а затем под нее предстояло найти источники финансирования. Эту задачу заведомо сложно решить, поскольку издание ежедневной газеты - наиболее затратный из всех издательских проектов.

В связи с возможным поиском инвестиций непонятно, будет ли соблюдаться табу на продажу самого лакомого куска группы - газеты "Совершенно секретно" (стабильный тираж в 2 млн экземпляров). "Артем всегда говорил, что он не готов продавать эту газету, - утверждает Николай Арутюнов. - Но он понимал и то, что ему нужны деньги и что надо привлекать нормальные инвестиции, не связанные с контролем за содержанием издания, что на самом деле возможно, поскольку газета прибыльная..."

Под расширение издательской деятельности "Совсека" уже взят в долгосрочную аренду отличный участок земли между Старым и Новым Арбатом, рядом с действующим офисом будущего холдинга.