Комариный укус или начало катастрофы?

Алексей Байер
24 апреля 2000, 00:00

Лихорадка на Уолл-стрит продемонстрировала хрупкость американской модели венчурного финансирования

Телекомментаторов, объясняющих публике то или иное событие, с оттенком презрения называют "говорящими головами". После, казалось бы, катастрофического падения американского фондового рынке 14 апреля, а затем его чудесного возрождения их впору переименовать в "головы качающиеся". Весь прошлый вторник, когда рвались вверх курсы буквально похороненных недавно интернетовских компаний второго и третьего ранга, аналитикам рынка только и оставалось что качать головами.

Что же все-таки произошло? Где давно обещанный кризис?

"Медведи", которые предвещали драматическую корректировку рынка и к мнению которых в начале апреля вдруг начали прислушиваться, теперь зализывают раны. Они опять сели в лужу, и им ничего не остается делать, как ругать неразумных инвесторов и предсказывать еще более резкий спад в ближайшем будущем.

"Быки" же вновь утверждают, что глобализация и технологическая революция создали новую эру, которую нельзя мерить старыми финансовыми мерками. Возвращение инвесторов на рынок - решение мудрое, доказывающее правоту "быков".

Однако мне кажется, что события пятницы продемонстрировали, насколько хрупок этот американский бум. Насколько близко рынок подошел к обвалу, а мир - к экономической катастрофе. Поймите меня правильно. Я не отрицаю ни технологической, ни финансовой революций. Наоборот, я один из тех славных американских оптимистов, которые верят в Новую Парадигму.

Более того, я считаю, что разговор об эксцессах на рынке неоправдан. Да, тут вертятся огромные спекулятивные деньги, но наличие этих инвестиционных фондов создает среду, благодаря которой идет беспрецедентый научно-технический прогресс. Улучшаются и удешевляются товары, появляются новые лекарства. Один мой приятель, российский микробиолог, работает в фирме, разрабатывающей биотехнологиями. У него богатый опыт, накопленный и в СССР, и в крупном американском университете. Но такой интереснейшей наукой, которую он практически создает на деньги инвесторов, микробиолог никогда еще не занимался.

Рассуждения о том, что инвесторы вкладывают деньги в идиотские идеи, тоже не имеют смысла. Некоторые из них оказались более чем жизнеспособными, и этого никто бы не узнал, если бы не попробовал Yahoo! или Еbay. Да и многих других компаний просто бы не существовало, если бы их основатели брали деньги в банке. Как известно, банки хотят давать деньги лишь тому, у кого они и так уже есть. Но суть революции в том и состоит, чтобы находить новое. В данном случае была найдена модель финансирования научного прогресса и предпринимательской деятельности.

Как в любой революции, и в этой есть элемент веры. Подавляющее большинство предприятий "новой экономики" теряет деньги. Со временем они их, возможно, начнут делать, но для этого нужен прыжок через пропасть, который они должны осуществить в два, а то и в три приема. Опору в этом цирковом аттракционе им дают "ангелы" (богатые индивидуумы, нередко и сами разбогатевшие на высокой технологии, которые вкладывают начальный капитал), венчурные фонды и мелкие инвесторы на NASDAQ.

События 14 апреля показали, что вера последних может пошатнуться. Причем средства массовой информации, которые уделяют финансовым рынкам огромное внимание, могут сыграть в этом роковую роль. Следя за развитием событий по телевизору, трудно было отделаться от впечатления, что крах не за горами. К счастью, это впечатление оказалось ошибочным. А если бы нет?

Биологи говорят, что, хотя в джунглях Амазонии огромное разнообразие флоры и фауны, почва там плохо приспособлена для сельского хозяйства. Природа настолько богата, что все, что умирает, немедленно поглощается живыми организмами. Можно провести аналогию с "новой экономикой", где циркулирует много денег, но действует и сильная конкуренция, а фирмы живут на голодном пайке. Каждый цент необходимо инвестировать в бизнес: в технологию, разработки, рекламу. Если инвесторы перекроют кислород, фирмы долго не протянут - нет запасов. У них в отличие от стабильных сформировавшихся компаний старой экономики нет ни реальных активов, ни наличности, ни кредитных линий из банков. Кризис на финансовом рынке быстро перекинется в экономику. Поэтому, кстати, "голубые фишки" полетели в прошлую пятницу вслед за акциями NASDAQ.

Пока это рассматривается только как негативный сценарий. Но его следует иметь в виду Федеральному резерву. Конечно, при показателях роста экономики в 7,3% ФРС не может не поднимать процентные ставки. Следует также осадить тех, кто слишком усердно одалживает под рыночные спекуляции. Однако принимать решения здесь нужно крайне осторожно.

Обычно говорят, что крах на Уолл-стрит в 1929 году был вызван чрезмерной спекуляцией. Но есть и другая версия. Подъем на рынке отражал реальный технологический прогресс, достигнутый во время первой мировой войны. Финансовый крах стал необратимым, когда ФРС, вместо того, чтобы унять начавшуюся панику, взвинтил ставки. Затем последовала Великая депрессия, поскольку индустриальные компании, как и компании хай-тек сегодня, тоже работали с малым запасом прочности.

Так и сейчас один неверный шаг главы ФРС Алана Гринспена может привести к катастрофическим последствиям.