Московская нефтяная выходит на рынок

Компании
Москва, 24.04.2000
«Эксперт» №16 (229)
Столичным АЗС придется потесниться

Московская нефтяная компания, созданная правительством столицы для обеспечения региона нефтепродуктами, определилась со своими активами. Нефтедобычу Москве обеспечат вошедшие в МНК компании "Югранефть" и "Эвихон", нефтепереработку - Московский нефтеперерабатывающий завод, сбыт - более 200 уже имеющихся АЗС и 200 автозаправочных комплексов, которые будут построены дополнительно. В таком виде компания, по замыслу ее учредителей, должна занять лидирующее место на топливном рынке Москвы.

Нестойкие привязанности Москвы

Прорыв к собственной нефти был задуман Москвой еще три года назад. Для этого в апреле 1997 года столичным правительством была создана Центральная топливная компания (ЦТК), активы которой были сформированы за счет Московского НПЗ и компании "Моснефтепродукт", владеющей 60 АЗС и 19 нефтебазами в Московской области. Позже, совместно с компанией "Мост-ойл" (входит в группу "Мост"), столичные власти учредили Московскую топливную компанию, в собственность которой отошли Московский производственный комбинат автотехобслуживания со 130 АЗС и Павельцовская нефтепродуктовая база.

Для полноценного нефтяного бизнеса не хватало лишь собственной нефтедобычи. Большие надежды в этом плане Москва возлагала на руководителя ЦТК Юрия Шафраника. Бывший топливный министр и бывший глава Тюменской нефтяной компании располагал достаточными ресурсами для того, чтобы обеспечить столицу нефтью. Тем не менее эти надежды не оправдались. Сначала была проиграна битва за 49-процентный пакет Тюменской нефтяной компании. Затем ставку сделали на каспийскую нефть, и ЦТК даже приобрела 12,5% в проекте "Инам", но вскоре выяснилось, что успех ему не гарантирован.

В результате к 1998 году московское правительство окончательно разочаровалось в Шафранике, а его место в мечтах Москвы о будущем нефтяном могуществе занял предприниматель Шалва Чигиринский.

Братья по добыче

Шалва Чигиринский стал заметной фигурой на московском рынке уже в конце 80-х годов. Правда, к нефти до недавнего времени он не имел ни малейшего отношения. Созданная Шалвой и его братом Александром компания "СТ-груп" занималась крупными строительными, или, как говорят сами создатели бизнеса, девелоперскими проектами. "СТ-груп" являлась генеральным подрядчиком Москвы при строительстве нескольких крупных объектов вокруг гостиницы "Балчуг" и в гигантском проекте "Москва Сити".

На нефтяной рынок братья Чигиринские обратили внимание лишь в 1998 году, после знакомства с англо-американской компанией BP Amoco. Совместно партнерами была создана компания Petrocomplex, занимающаяся строительством автозаправочных комплексов. Уже за первый год было построено 15 автокомплексов в Москве. К 2004 году Petrocomplex намеревался иметь в Москве 50 АЗС, а всего по России - около 120.

Таким образом, опыт в нефтяном бизнесе у Чигиринских был весьма незначительный. Однако Москва сделала ставку на сотрудничество именно с ними. Вместе с Чигиринскими московское правительство создает в феврале 1998 года Московскую нефтяную компанию, взяв себе

У партнеров

    «Эксперт»
    №16 (229) 24 апреля 2000
    Инновационная экономика
    Содержание:
    Акулы академического бизнеса

    Как сочетание талантов ученого и предпринимателя превращает науку в доходную отрасль

    Обзор почты
    Реклама