Из жизни таблеток

Экономический анализ
Москва, 24.04.2000
«Эксперт» №16 (229)

На днях были оглашены результаты глобального исследования мирового фармацевтического рынка. Выяснением судьбы лекарств, производимых на планете, занималась компания IMS Health. Согласно полученным ею данным, объем глобального фармрынка в прошлом году увеличился на 11,7% и составил 343 млрд долларов. В ближайшие пять лет он увеличится до 506 млрд долларов.

Самым перспективным рынком как был, так и останется североамериканский. В прошлом году его доля в мировом товарообороте лекарств составила порядка 40,5%, а еще через пять лет американцы будут съедать, намазывать и вводить себе чуть ли не половину всех препаратов - не менее 46,3%. В Европе специалисты из IMS Health никакого роста не обнаружили. Даже наоборот, европейская доля в глобальном товарообороте будет постепенно снижаться с 26,1% в 1999 году до 25,6% к 2004-му. В Японии из-за двухлетнего снижения цен продажи лекарственных препаратов сократились на 20%, и ее доля в мировой торговле за пять ближайших лет снизится как минимум на 5% и составит только 10,5%.

По результатам расчетов IMS Health, лидером глобального фармрынка стала американская компания Merc&Cо, ее товарооборот составил 14,3 млрд долларов. А наиболее успешно продаваемым рецептурным лекарством в мире признан противоязвенный препарат Losec от AstraZeneca. Его в мире распространили на сумму в 6,67 млрд долларов. Правда, ожидается, что в 2000 году расстановка сил на рынке изменится. По мнению IMS Health, Glaxo Welcome, объединившаяся с SmithKline Beecham PLC, обязательно обгонит Merc&Cо, либо это сделает Pfizer Inc., если поглотит Worner-Lambert. С Олимпа сместят и противоязвенное лекарство Losec. По мнению специалистов, его заменит новый препарат по снижению холестерола Lipitor, разработанный Pfizer совместно с Worner-Lambert. Темпы роста его продаж в прошлом году достигли 66% и теперь составляют 3,74 млрд долларов.

Свое исследование мирового фармацевтического рынка провели и специалисты из PricewaterhouseCoopers. По его результатам рентабельность фармацевтических компаний падает ежегодно как минимум на 8%. Уменьшение прибылей фармацевтических компаний происходит в основном из-за вмешательства государства, стремящегося контролировать цены, а также из-за ожесточающейся конкуренции, которая заставляет сокращаться жизненные циклы препаратов и сроки их окупаемости.

У партнеров

    «Эксперт»
    №16 (229) 24 апреля 2000
    Инновационная экономика
    Содержание:
    Акулы академического бизнеса

    Как сочетание талантов ученого и предпринимателя превращает науку в доходную отрасль

    Обзор почты
    Реклама