Да, да, да, да!

Политика
Москва, 24.04.2000
«Эксперт» №16 (229)

Несмотря на узкополитический характер вопросов, которые выносились на проведенный 16 апреля на Украине референдум, претворение в жизнь его результатов может вызвать серьезный внутриполитический кризис в стране и заметно осложнить ее международное положение.

Целью референдума являлось изменение конституционного строя Украины. Гражданам предложили уменьшить количество депутатских мест с 450 до 300, ликвидировать депутатскую неприкосновенность, дать президенту право распустить парламент, если тот не сформирует на протяжении месяца большинство или не утвердит на протяжении трех месяцев бюджет.

В голосовании приняли участие 78% имеющих право голоса граждан. Из них от 80 до 90% ответили на все четыре вопроса "да". Такое единодушие по столь специфическим вопросам нельзя назвать неожиданным, учитывая, что практически никакой контрпропаганды оппозицией не велось, а основные олигархические кланы, как региональные, так и киевские, вновь продемонстрировали свою полную поддержку линии "партии и правительства".

Вообще сам по себе референдум 16 апреля можно рассматривать как политический курьез. Начнем с того, что он был объявлен в январе президентом Леонидом Кучмой с целью устранить левую оппозицию в лице тогдашнего руководства Верховной Рады во главе со спикером Александром Ткаченко и досрочно распустить сам парламент. Однако через несколько недель после объявления референдума в Раде произошел переворот, в ходе которого сменилось руководство и сформировалось вполне лояльное и послушное президенту "большинство".

Во-вторых, ограничения прав парламента в пользу президентской власти, как оказалось, еще не является безусловным результатом голосования 16 апреля. Конституционный суд Украины незадолго до этой даты признал неконституционными два ключевых вопроса, которые выносил президент на референдум - о праве досрочно распустить парламент и о принятии поправок к конституции на всенародном референдуме. Оба вопроса президент был вынужден исключить из бюллетеня для голосования. Суд также подтвердил, что изменения в конституцию должны вноситься лишь решением парламента.

Другими словами, украинские депутаты своими же руками должны уничтожить депутатский иммунитет, сократить свою численность и радикально урезать свои права. Конституционный суд, правда, не уточнил, в какие сроки это должно быть проделано и в какой именно форме. Например, никто не знает, зачем Украине двухпалатный парламент. Ни в одном законе нет точного определения термина "парламентское большинство", которое должны сформировать депутаты под угрозой роспуска Рады. Да и если уж ликвидировать депутатский иммунитет, то почему бы заодно не лишить оного и президента?

Наконец, следует понимать, из кого состоит сегодня "большинство", которое контролирует Верховную Раду. Это представители крупнейших украинских олигархических групп, которые обеспечили победу Кучмы на предыдущих выборах. Руководители этих групп сегодня вполне довольны своим положением в парламенте, через который они могут эффективно влиять на приня

У партнеров

    «Эксперт»
    №16 (229) 24 апреля 2000
    Инновационная экономика
    Содержание:
    Акулы академического бизнеса

    Как сочетание талантов ученого и предпринимателя превращает науку в доходную отрасль

    Обзор почты
    Реклама