- Сейчас много говорят о бизнесе, связанном с Интернетом. А как вообще можно заработать в Сети?
- Мне здесь видятся два пути. Первый, свидетелями которого мы являемся, это разогрев рынка и игра на перепродаже. Здесь создаются и быстро продаются "витринки", ничего собой не представляющие в смысле бизнес-модели. Мне известны по крайней мере два фонда, которые построили свою практику именно на этом. Они выращивают новые проекты и продвигают их на рынке как классические новые товары, получая доход от разницы между себестоимостью и ценой. Это небольшие, но очень быстрые и привлекательные деньги.
Второй путь - инвестирование в проекты, нацеленные на окупаемость. Это как раз тот путь, который выбрали мы. Мы ориентируемся на интернет-коммерцию, отдавая себе отчет в том, что мы пионеры и на сегодня ни один ресурс не приносит прибыли в чистом виде.
Многие рассчитывают еще заработать на буме интернет-рекламы, но, на мой взгляд, доходы от рекламы никогда не будут в интернет-бизнесе на первом месте.
- Как можно говорить об окупаемости проектов в России, если даже на Западе они, как правило, убыточны?
- С чем связаны, например, убытки западных интернет-магазинов, таких как Amazon? Прежде всего идет значительное реинвестирование, и в этом особенность бизнеса на высоких технологиях вообще.
Однако важен и другой момент. В то время как предприятия электронной коммерции с большими оборотами остаются низкорентабельными, центры формирования прибыли возникают в других местах. Тот же Amazon по сути убыточный центр. Прибыль же формируется у реальных владельцев тех товаров и услуг, которые через этот канал распространяются. Четко формировать центры прибыли и центры убыточности позволяет вертикальная интеграция. Во всем мире в электронную коммерцию деньги инвестируют как в средство продвижения. Для нас Интернет тоже не бизнес, а новая среда для бизнеса.
Поэтому Интернет, если не брать во внимание провайдерскую деятельность и прочие услуги, которые корректнее отнести к телекоммуникационным, и не должен обязательно быть прибыльным сам по себе. Формирование прибыли и, соответственно, окупаемость проектов будут происходить за счет профит-центров, которые возникают вокруг "витрин". Это как раз то, чем мы занимаемся и за счет чего рассчитываем достичь окупаемости уже в трех-пятилетней перспективе.
- Как вы это видите?
- В России сейчас отсутствует инфраструктура интернет-коммерции, и нам приходится ее создавать. Нам представляется разумным сразу интегрировать ее с бизнесами, которые с помощью этой инфраструктуры будут реализовываться. Поэтому мы не только строим поддерживаемую платежными и логистическими решениями торговую площадку, но одновременно заполняем ее своими реальными бизнесами. Они-то и будут, по нашим ожиданиям, центрами формирования прибыли. Мы пошли по пути построения холдинговой системы, где управляющая компания "Юниверс Онлайн" берет на себя затраты по поддержанию инфраструктуры и торговой марки, под которой создаются дочерние предприятия с нашим участием. Мы же обеспечиваем продвижение этих предприятий. Доля прибыли, формирующейся в данных предприятиях, и послужит основным источником окупаемости наших вложений.
- Компании в интернет-бизнесе условно развиваются по двум стратегиям. Первая - это скупка уже существующих ресурсов, а вторая - самостоятельное развитие, как говорится, с нуля. Почему вы остановились именно на второй?
- Несмотря на то что интернет-рынок стал принимать какие-то цивилизованные формы, уходить от тусовки, все же этот процесс еще в самом начале. Интернет-среда в России, тем более если мы говорим о функциональной интернет-среде, в данном случае о коммерции, еще не достигла той критической массы, когда количество переходит в качество. То есть, если говорить о скупке, то скупать практически нечего. Используемая сегодня в России тактика объединения ресурсов в большинстве случаев не оправданна с точки зрения бизнес-логики. Попытка игроков объединять или структурировать ресурсы сама по себе заслуживает внимания, но, на мой взгляд, преждевременна.
- Многие, скупая различные ресурсы в Интернете, пытаются создать воронку, которая будет "засасывать" пользователей в новые коммерческие проекты.
- Но воронка оправданна тогда, когда есть, к чему привлекать, а именно - касса. Сейчас почти все проекты с точки зрения финансового оборота или прибыльности на нуле или в минусе. Попытка привлечения внимания оправданна только тем, что, чем больше интересного в Интернете, тем больше у него пользователей вообще.
Мы пытаемся заложить реальные основы бизнеса и планируем стимулировать число пользователей Интернета и интернет-коммерции более радикальными способами. Конечно, мы не собираемся раздавать бесплатно компьютеры или пытаться улучшить макроэкономическую ситуацию, но есть препятствия, устранение которых нам под силу.
Первое их них - низкая функциональность Интернета. Сеть до сих пор оставалась в России только информационным ресурсом, что и определяло ее целевую аудиторию. Мы пытаемся привнести в Интернет мощный элемент функциональности. Создаваемый нами портал - это виртуальный город, где можно делать все то же, что и в обычном городе: ходить по магазинам, покупать билеты, получать информацию и так далее. Это будет интересно как для потребителей, так и для предпринимателей, поэтому мы говорим и о business-to-business (B2B) составляющей. Новые пользователи придут, потому что Интернет становится не только интересным, но и функциональным.
Второе препятствие - незначительное число держателей кредитных карт, которые являются основным инструментом оперирования на этом рынке. Причина - недоверие к картам. Пытаться убеждать людей в том, что финансовая система России надежна, дело неблагодарное. Это препятствие мы обходим, выводя на рынок новое платежное средство, приспособленное для Интернета, - предоплаченные карты.
- Кто ваши клиенты? На какой рынок вы рассчитываете?
- Если говорить о физических лицах, то нашими потенциальными клиентами являются люди с доходом от четырехсот пятидесяти долларов в месяц. Они хорошо компьютеризированы, для них не стоит вопрос удовлетворения только материальных потребностей. По мере развития эта граница будет снижаться за счет выбранной нами ценовой политики, которую мы строим с самого начала. Цены в Интернете будут ниже цен в физическом мире, причем не на один-два, а на десять-пятнадцать процентов. Снижение цены достигается за счет того, что мы не являемся собственником товара, у нас нет складов. Мы - дополнительный канал сбыта для владельцев товара. Ставка сделана на большой оборот, за счет которого поставщики идут на предоставление достаточно больших скидок.
Сейчас ведется работа по Москве, и уже сегодня обсуждается возможность организации доставки по всей России. Кроме того, через два-три месяца после открытия портала мы планируем выйти с полной англоязычной версией и продвигать наш брэнд в том числе и на зарубежных просторах Интернета.
- А если говорить о межкорпоративном секторе?
- Мы ожидаем, что восемьдесят процентов доходов будут генерироваться именно в нем, а соответственно, двадцать процентов - в потребительском секторе. Хотя в плане популяризации пропорции выглядят с точностью до наоборот: восемьдесят процентов популярности будет обеспечено за счет привлечения физических лиц. Наш проект в отличие от многих других имеет полноценный контент - то, что мы называем стимулирующими ресурсами. Это и игры, в том числе азартные, и новости, и чаты, и многое другое.
- Каким образом будут привлекаться клиенты в межфирменный сектор? Большинство отечественных предприятий сейчас испытывает такие трудности, что им просто не до Интернета.
- Мы всегда ставим во главу угла удобство и логическую понятность. Это, на наш взгляд, побудит предприятия идти к нам. Наша задача - создать удобный механизм, а потому мы не будем ставить перед предприятиями жестких условий, например, компьютеризации оборота для доступа к нашим возможностям. Есть несколько выигрышных направлений, которые будут привлекательными для бизнеса. Они лежат в области конкурсной торговли.
Это, например, организация тендерных закупок. Не секрет, что проведение тендера с физическим участием и представлением товара требует организации выставки, оповещения и так далее. Использование Интернета, с одной стороны, значительно удешевляет процесс, а с другой - значительно расширяет число предложений. А это влияет и на конечную цену, это уже выгодно организатору тендера и, что немаловажно, снижает фактор человеческого влияния на процесс организации тендера.
Перспективна и аукционная торговля. Существует огромное количество товарных масс, не являющихся основными для владельца. Их реализация в сегодняшних условиях требует от предприятий слишком значительных усилий в деятельности, которая не является для них профильной. Создавая спрос, мы в первую очередь создаем преимущества для владельцев товаров.
Это должна быть открытая и прозрачная система, которая вызывает по крайней мере доверие, и над этим мы работаем с самого начала. Кстати, доверие к системе мы обеспечим через страхование всех операций, осуществляемых через наш портал, в страховой компании "Инкорстрах".