Увлекательную все-таки жизнь ведут юридические лица в России: никогда не знают, в каком именно месте под их юридическими ногами разверзнется очередная пропасть. Потому и физическим лицам очень уж скучно у нас не бывает.
Рассмотрим такую квазишахматную композицию.
Поле - российское законодательство, прежде всего Федеральный закон об акционерных обществах.
Белые - менеджмент крупного или среднего акционерного общества.
Черные - мелкие (теперь принято уважительно говорить "миноритарные", но хрен редьки не слаще) акционеры этого самого общества.
Задача - тут опытный читатель, вероятно, ухмыльнется: какая там задача? Практика показала, что белые выигрывают в ноль ходов. Никакие комбинации со стороны черных в такой позиции пока не проходили. Тем не менее решимся сформулировать задачу так.
Реакция эмитентов на письма была разная. Во многих случаях пока - никакая. Из Сбербанка звонили и допытывались: всерьез ли все это? "Газпром" ответил отпиской, сводящейся к тому, что решения о приобретении своих акций в этом году не принимал (будто оферту не дочитал: сказано же, акцептовать может кто угодно). "Камчатскэнерго" тоже сообщило, что не принимало решения о скупке акций, а информацию готово прислать: уточните список, давайте гарантийное письмо - и хоть залейтесь информацией, по 5 рублей за страничку. "Сахалинэнерго" - все то же самое, но по 3,72.
Самая нетривиальная (пока) реакция на письмо последовала в "Мосэнерго": автору письма позвонил офицер ФСБ и попросил явиться в Большой Кисельный переулок, чтобы рассказать, какие такие злоупотребления "Группа акционеров" знает за менеджерами известной компании. Ему повторили то же, что сказано в письме: не только не знаем, но надеемся, что их и нету, однако хотели бы убедиться - очень уж сообщения СМИ противоречивы... На первый раз вроде удовлетворился.
Так что, похоже, кто-то понял серьезность угрозы, исходящей от "Группы акционеров", кто-то не понял, кто-то решил сделать вид, что не понял. Суть же угрозы проста.
Начать с того, что требование "Группы" о получении информации безоговорочно законно. По Федеральному закону об АО, акционер имеет право (пункт 2 статьи 91) получить за плату копии любых документов, хранимых АО, - а это (пункт 1 статьи 89) и протоколы заседаний совета директоров и правления, и бухгалтерская документация, и что хотите. Насколько я знаю, ни в одном крупном АО никакой акционер отродясь таких документов не получал, но право такое есть - и "Группа" вознамерилась им воспользоваться.
"Что же тут опасного?" - спросит читатель. Ну и послать им полтонны бумаг - за их же счет! - а того, что менеджменту не хотелось бы делать общественным достоянием, при этом отнюдь не посылать. Какие они разыщут в этой кипе нарушения? Едва ли в группе мелких акционеров есть профессиональные аудиторы, да еще при неполной информации. Ослепительно белому фраку менеджмента ничто не угрожает.
Так, да не так. Что касается предварительной цензуры предоставляемой информации, то с ней, кажется, есть методы борьбы - правда, требующие юридической квалификации, но это не такая уж редкость. А еще важнее, что цензура не отменяет угрозы. "Группа" может и не играть в аудит - она имеет основания полагать, что при любом отборе присылаемой информации уж в одну-то ловушку эмитент, точно, попадет - например, если блокирующий пакет его акций принадлежит государству.
Об этой ловушке "Эксперт" недавно писал (см. "Ворующие по закону", N7). Напомним, что пункт 5 статьи 1 Федерального закона об АО обязывает общества, в которых государству принадлежит более 25% акций (обратите внимание, "Группа" обратилась и к таким обществам), повиноваться приватизационному законодательству.
Стало быть, указанные АО должны были слушаться Программы приватизации государственных и муниципальных предприятий, утвержденной Указом президента РФ от 24.12.93 N2284. А она, в частности, требует, чтобы любые имущественные сделки, производимые АО с государственной долей более 25%, официально согласовывались с ГКИ. Поскольку таких согласований, сами понимаете, никто и никогда не проводил, то все заключенные в таких АО имущественные сделки незаконны, а их руководители - см. ст. 71 Закона об АО - очень могут попасть под личную имущественную ответственность за их совершение. С вероятностью 99%, прислав "Группе" протоколы любых пяти заседаний правления за 1994-1995 годы, менеджмент каждого из вышеназванных АО обрушивается в эту ловушку - со всеми вытекающими последствиями...
И примерно с той же вероятностью любое АО - независимо ни от наличия госпакета, ни от цензурованности предоставляемой информации - покажет сделки с заинтересованностью, не оформленные надлежащим образом. Почему? Да потому, что такие сделки в России оформлять не привыкли - пяти лет не прошло, как какое-то специальное оформление для них стало требоваться законом. Да еще какое! Статья 83 Закона об АО требует достаточно сложных процедур каждый раз, когда кто-нибудь из менеджеров общества либо его супруги, родители, дети, братья или сестры ("а также все их аффилированные лица") имеют хоть какое-нибудь отношение к органам управления контрагента или посредника по сделке. Вы верите, что такие процедуры хоть раз честно и аккуратно проделывались?
Так что же, предложенный кирпич менеджменту надо покупать? Оно бы и хорошо - купить, но в том-то и беда, что делать это категорически нельзя.
Купить нельзя, не покупать
Перед тем как объяснить, почему нельзя, пора наконец сообщить, кто же скрывается за подписью "Группа акционеров".
В завершающемся учебном году в Высшей школе экономики вел мастер-класс профессор Александр Волков, давний автор нашего журнала. Студенты, посещавшие мастер-класс, естественно, выполняли какие-то домашние задания, которые - вполне для них неожиданно - сложились в бизнес-проект; о нем я тут и рассказываю.
Я позволил себе, вопреки всем канонам, раскрыть тайну главных героев так далеко от начала повествования не только потому, что суть этой тайны видна в подзаголовке, но и потому, что не в героях тут дело. Когда (и если!) начнется, всем будет глубоко безразлично, кто первым создал прецедент. Что начнется? Да тиражирование подвига безусых студентов. Уже только поэтому ни одна из атакованных компаний, я почти уверен, и не подумает купить предлагаемый кирпич.
Но ведь и не купить нельзя: план действий, описанный в страшилке "Группы", начнет реализовываться - и я как-то не вижу перспектив судебной обороны от него. То есть в судах - особенно в первой инстанции, да в провинции - бывает всякое, но позиции "Группы" слишком уж кристально ясны.
Пусть даже последние этапы плана не реализуются - в конце-то концов, черт с ними, с ничтожными сделками. Даже если план "Группы" приведет только к созданию прецедента попадания всей - всей! - документации АО в руки первого встречного, он уже смертельно опасен для подавляющего большинства менеджерских команд в России.
Вы только представьте себе, например, "Газпром". Бдительно охраняемый небоскреб на улице Наметкина, наэмитировавший акций больше, чем косяк трески намечет икринок. Так вот, любой проныра, купивший одну из этих икринок - простите, акций - за доступную цену в семь с полтиной, получает право изучать бухгалтерскую документацию газового гиганта. Нет, лучше - список его аффилированных лиц! И там и там есть что поизучать с огромным интересом...
Что же делать?
Встанем теперь на атакуемую сторону и попытаемся понять, как может обороняться эмитент. Законной защиты от плана "Группы" нет, поскольку нормы статей 89 и 91 Закона об АО императивны, - как будем выкручиваться?
Популярнейшим контрприемом против докучливых оппонентов является у нас, как известно, силовой (правоохранительный или налоговый) наезд. Увы, в данной ситуации он, пожалуй, неуместен. Едва ли силовые органы захотят, взявшись трясти группу студентов, разыграть в лицах щедринскую сказку о медведе, который чижика съел.
В борьбе с аналогичным в некоторых отношениях шантажом со стороны Кеннета Дарта прекрасно зарекомендовал себя PR. В данном же случае и он не только оказался бы неэффективен, но и страшно повредил бы эмитентам. Повторяемость технологии настолько высока, что публичная борьба с ней приведет к лавинообразному размножению нападающих. По этой же причине эмитенты (по крайней мере, те, чьи акции есть в открытой продаже) не имеют права на выкуп акций.
Хороший и не очень брезгливый знаток права сможет почти неограниченно долго "вертеть вола", притворно исполняя подтвержденные судом требования атакующих. Но даже самые совершенные и (или) бессовестные технологические приемы никак не являются системной защитой против наскоков дурных акционеров.
Стало быть, деваться некуда - единственно надежным способом обороны оказывается борьба с нормами, используемыми в атаке. Так, из перечня документов, копии которых может требовать акционер, законодатель мог бы изъять бухгалтерские документы и решения коллегиального исполнительного органа. ФКЦБ своим распоряжением могла бы тщательно определить порядок предоставления информации акционерам - так, как она умеет это делать: разрешая, запрещать. Пленумы обоих высших судов могли бы запретить акционерам с малыми пакетами акций подавать иски о применении последствий недействительности ничтожных сделок (это смешновато, конечно, но люди и в ВС, и в ВАС квалифицированные и способны смастерить нечто подобное достаточно стройно - хотя бы на первый взгляд).
Я почти не сомневаюсь, что эти или аналогичные меры вскоре будут приняты - не по миру же идти крупнейшим АО во главе со своими менеджерами. Кстати, кое-какие из этих мер и на самом деле вполне разумны.
Да, чуть не забыл! Остается еще один, самый эффективный способ обороны - не нарушать закон и предоставлять информацию. Но это я, кажется, шучу.
Да здравствует сутяга!
То, что затеяла "Группа акционеров", это хорошо или плохо? Не знаю. Вижу серьезные аргументы за оба ответа. Но вот если спросить, нужно это или не нужно, тогда знаю - нужно. Необходимо позарез.
Про права акционеров можно галдеть до скончания века, но ничего не сдвинется, пока сами акционеры не начнут жестко и даже жестоко, предельно чувствительно для менеджмента отстаивать эти самые права. Технология "Группы", в сущности, позволяет любому акционеру потребовать от управляющих своего АО: соблюдайте закон - или платите лично мне свои личные деньги. Если эта - или подобные - технология получит сколько-нибудь широкое применение, мы через год-другой не узнаем российских юрлиц, такие они все будут законопослушные и транспарентные.
Сегодня проект "Группы акционеров" на полном ходу. На прошлой неделе студенты подали иски к нескольким эмитентам "голубых фишек" об истребовании информации. Почему к ним? Да потому, что технологию нужно отрабатывать именно на таких оппонентах. Ведь если, "наехав" по такой технологии на тот же "Газпром", "Группа" получает лишь сомнительную и недолгую славу первопроходца (подражатели затопчут!), то, обратившись к эмитентам, уже в общем-то закончившим раздел собственности, - таким как "Сибнефть" или модный теперь "Русский алюминий", - "Группа" рассчитывает потребовать очень ощутимых денег.