Победа во второй мировой войне постоянно присутствовала в жизни нескольких поколений наших соотечественников. Она была главным - главнее даже Великой Октябрьской социалистической революции - фактором воспитания, национальной самоидентификации и идеологии. Сегодня растут поколения, которым нужно объяснять, что такое село Прохоровка и зачем в начале мая там собрались президенты России, Украины и Белоруссии. Причина тут такая: ни государство, ни школа, ни родители толком не знают, что делать с фактором Победы в резко изменившихся условиях, зачем он нужен и как его применить, во имя чего и против кого.
Мало у кого из родителей и тем более учителей хватит терпения и желания растолковать малюткам, почему теперь в Германии так, а у нас иначе, и почему с ней все дружат, даже поляки и евреи, а с нами - далеко не все. И не только детям, и не только это. В апреле 1945 года Жуков и Конев положили почти миллион советских солдат (по 50 тысяч в день), чтобы взять обреченный Берлин раньше друг друга и союзников. А в 1944 году за шесть дней войска НКВД вывезли в Казахстан и Киргизию полмиллиона чеченцев и ингушей, при этом было изъято 20 тысяч стволов. Много ли дают эти исторические сведения нашим нынешним генералам, воюющим в Чечне? Да, пожалуй, не больше, чем летописи о деяниях Тамерлана или Батыя. Та эпоха ушла безвозвратно - со всеми своими ослепительными подвигами и зверствами. В годы войны у людей не было телевизоров и омбудсменов, зато были Совинформбюро, райкомы, ГУЛАГ и заградотряды. Потому и война была такой, какой сегодня быть не может.
История тем временем продолжает иронизировать и над победителями, и над побежденными. Гитлер планировал объединить Европу и расчленить Советский Союз. Гитлера закопали в воронке, Европа объединилась, Советский Союз исчез. Многие и на Западе, и у нас склонны считать, что сутью той войны было стремление двух глобальных идеологий - фашизма и коммунизма - охватить весь мир. То есть осуществить свой проект глобализации. Теперь глобальные идеологии прозябают на уровне маргинальных партий и сект, сама же глобализация идет полным ходом.
Утратило святость и понятие национальной независимости, ради которой в свое время за ценой не стояли. Границы в эпоху Интернета и транснациональных компаний есть фикция, а экономическая целесообразность гораздо важнее суверенитета - такие доводы притягивают в ряды Евросоюза все новые и новые страны, и они с легкостью отказываются от самостоятельности. Права человека также поставлены выше суверенитета государства - и вот уже отбомбились по Югославии, а теперь отстреливаются от албанцев.
Россия против, но ее не слушают. В этом она виновата сама, поскольку слушают всегда только сильных и умных. Наше поражение в холодной войне позволило другим отменить все результаты второй мировой. Новый мир выстраивается вопреки нашим прошлым договоренностям и нынешним интересам. За 55 послевоенных лет Россия в глазах Запада трижды меняла роли: сначала - совсем недолго - была освободительницей, потом угрозой, и вот теперь - просто проблемой, которую надо очень осторожно, но решать.
И если Победа - не миф, то наши детки делают вывод, что их папы сами втоптали ее в грязь. Папы, конечно, не вполне согласны. Кое-что валят на дедушек, прадедушек и происки мировой закулисы. Ну, дедушки уж точно хороши были в сорок первом: бездарным, позорнейшим образом потеряли всю армию и лучшую половину страны, предварительно поубивав собственных маршалов, военных конструкторов и шпионов. А потом был сорок пятый. Стало быть, история Великой Отечественной учит нас, в частности, не впадать в излишнюю самокритику. А еще тому, что поражение незаметно перетекает в победу и наоборот.
Известно, что мирная история человечества состоит из предвоенных и послевоенных периодов. Очередной послевоенный период закончился. "Золотой миллиард" человечества, в недрах которого родились обе мировые войны, попытался извлечь уроки, сказав "никогда больше" - и устроил все по-новому, потихоньку забывая о былом. Но есть еще пять миллиардов - неустроенных, неудовлетворенных и сердитых, и из этой среды уже идут вызовы. Процветающему Западу предстоит - уже началась - тяжелая борьба с последствиями массовой миграции из третьего мира, и тут ему не помогут ни национальные ПРО, ни даже межнациональные силы НАТО. В беседе со мной один из ведущих аналитиков американского центра Rand предсказывал появление в ближайшие 20-30 лет целого ряда новых национальных государств на территории Европы и даже Соединенных Штатов. Повсеместный рост национализма на фоне снижения государственных суверенитетов может привести к очень тяжелым коллизиям.
Особенность же нашей страны такова, что ее касаются все проблемы и первого, и третьего мира. В Чечне и Таджикистане мы выступаем в очень разных ролях, хотя противостоит нам одна и та же сила. Видимо, и в будущем России придется отвечать за всех, вместе со всеми и по полной программе. Подробная память о той чудовищной войне и грандиозной победе нужна нам все больше.