Георгий Данелия до последнего времени оставался, пожалуй, единственным столпом советского народного кино, новые фильмы которого не вызывали недоуменной реакции: "Что же стало с любимым режиссером?". Новый фильм Данелии "Фортуна", который недавно вышел в отечественный прокат, вынуждает поискать ответ на этот основной вопрос кинематографии.
Георгий Данелия всегда оценивает свои фильмы по пятибалльной системе. По его собственным словам, твердой пятерки он себе не поставил ни разу. "Фортуну" он оценил на четыре с плюсом, хотя на премьере картины сказал, что безупречным считает только финал, и попросил всех, кому будет на фильме скучно, не мучить себя, пойти покурить, но к финалу обязательно вернуться.
Но до финала, который в интересах возможных зрителей здесь выдавать не будем, нас ожидает полный комплект штампов постсоветского кино. "Старый морской волк, а теперь - речной пес" Фома Каландадзе (Вахтанг Кикабидзе) на выигранной когда-то в карты шхуне "Фортуна" перевозит по Волге различный товар. Наш герой находится во всесоюзном розыске, но, разумеется, он ни в чем не виноват. Ему угрожают криминальные элементы, на борт подсаживается бандит с таинственным чемоданом и широко расставленными пальцами, а потом и целый отряд ОМОНа, который отнимает у бортмеханика (Алексей Петренко) какой-то аккумулятор, который тот подобрал на помойке. Пассажиры сушат доллары на прищепках, нежные красавицы, к которым пристает бандит, оказываются сборной по кикбоксингу, в церкви звонят мобильные телефоны, в городе Краснобуйске кругом супермаркеты, где все цены в у. е., и так далее.
В отличие от позднего Эльдара Рязанова (в особенности его последнего фильма "Старые клячи") Данелия не агрессивен по отношению к сегодняшнему дню. Он мягко пессимистичен. Тот самый Данелия, который так тонко чувствовал 60-е в "Я шагаю по Москве", 70-е в "Мимино", 80-е в "Осеннем марафоне", наше время видит исключительно в "алых парусах", которые команда поднимает над "Фортуной". Они сшиты из транспарантов: "Миру - мир", "Вся власть - Советам", "Банду Ельцина под суд", "Кока-кола", "Учителя тоже хотят есть". Такая метафора деcятилетия.
Георгий Данелия заявил, что "Фортуна" - его последний фильм. Жаль, конечно, если так. Наверное, настоящему художнику очень важно понимать время, в которое он творит. Шагать по Москве 2000-х Данелии тяжело. "Четверка с плюсом" - это большая натяжка, самовнушение.