Кривое зеркало Гидона Кремера

Культура
Москва, 15.05.2000
Знаменитый скрипач считает, что пришла пора срывать ярлыки

Застать 53-летнего скрипача Гидона Кремера у него дома на левом берегу Сены невозможно. Милый телефонный голос вам ответит, что сегодня он в Нью-Йорке, завтра - в Мадриде, а послезавтра - где-нибудь в Токио или Сиднее. Его концертный график расписан по часам на пять лет вперед. В этом году в майское расписание маэстро были включены концерты в Санкт-Петербурге и Москве.

Тонкий музыкант-интеллектуал Кремер давно завоевал репутацию звезды мирового класса. Уроженец Риги, он впервые взял в руки скрипку, когда ему было лишь четыре года. Его занятия с дедом - профессором Рижской консерватории - быстро дали блестящие результаты: свой первый концерт семилетний Гидон дал в 1954 году. А в пятнадцать лет он уже победил в Межреспубликанском конкурсе.

Далее фортуна сопутствовала ему во всех музыкальных состязаниях. Первым серьезным испытанием для скрипача был Международный конкурс имени королевы Елизаветы в Брюсселе в 1967 году, где он получил Третью премию и бронзовую медаль. Свою Вторую премию он завоевал в Монреале. Однако безусловные победы и Первые премии ждали Гидона позднее, на Конкурсе имени Паганини в Генуе и на IV Международном конкурсе им. Чайковского в Москве.

Победы и международное признание на музыкальных состязаниях открыли музыканту путь на большую сцену. Кремеру посчастливилось выступать с такими дирижерами, как Леонард Бернстайн, Герберт фон Караян, Риккардо Мути, Клаудио Аббадо, Джеймс Левайн и Валерий Гергиев.

За тридцать лет своей активной концертной деятельности Гидон Кремер записал более 100 альбомов - программ из произведений как мастеров прошлого, так и опусов XX века. Он с удовольствием пропагандирует сегодня вполне современные сочинения Альфреда Шнитке, Арво Пярта, Гии Канчели, Софии Губайдулиной, Петериса Васкса, Джона Адамса и Астора Пьяццоллы. Несмотря на свою сегодняшнюю репутацию универсального музыканта, блестяще чувствующего стили различных стран и эпох, Гидона Кремера все же причисляют к мастерам русской скрипичной школы, ведь он учился в Московской государственной консерватории у Давида Ойстраха.

Долгие годы большим другом и в чем-то учителем Гидона Кремера оставался его великий коллега Иегуди Менухин, который завещал ему пост художественного руководителя своего Гштаадского фестиваля. Правда, спустя два года руководства фестивалем (1997-1999) после серьезных разногласий с менеджментом Кремер вынужден был отказаться от поста. По словам самого маэстро, все его попытки расширить программные рамки фестиваля и тем самым выстроить новую его концепцию натолкнулись на стену непонимания. Кремер утверждает, что его свободолюбивый творческий дух столкнулся с исключительно коммерческими интересами менеджеров фестиваля, которые хотели превратить этот музыкальный форум в банкирскую тусовку. Зато за Кремером остался основанный им в 1981 году ежегодный фестиваль в австрийском городке Локенхауз.

Несмотря на свою крайнюю занятость, три года назад (в год своего пятидесятилетия) Гидон Кремер возглавил камерный оркестр молодежи трех прибалтийски

У партнеров

    «Эксперт»
    №18 (231) 15 мая 2000
    Менеджеры России
    Содержание:
    Обзор почты
    Тема недели
    На улице Правды
    Реклама