Правительство любит рынок и... душит его в объятиях

Пока разные правительства клялись в верности курсу рыночных реформ, в России происходило ползучее усиление регулятивного вмешательства государства в экономику

Государство российское ведет долгую, изнурительную, но безуспешную борьбу с рынком лекарственных средств. Первоначально объектом атак стали так называемые посредники (фирмы, занимающиеся оптовой торговлей), которых "слишком много", которые "делают накрутки", и поэтому лекарства столь дороги. Постановления правительства, направленные на ограничение торговых наценок (то есть цен на услуги оптовых торговцев), были приняты еще в 1993-1994 годах. В частности, региональным властям были предоставлены полномочия по ограничению торговых наценок.

Каков же итог? Сколь печален, столь и предсказуем. Число посредников за эти годы практически не уменьшилось, а среднее количество "переходов из рук в руки" одной партии товара даже увеличилось. Размеры коррупции, по оценке работающих на этом рынке специалистов, возросли. И что самое интересное, в тех регионах, правительства которых полностью отказались от регулирования, цены не выше, а зачастую даже ниже, чем у соседей, а ассортимент лекарств - шире.

Эти правительственные меры объясняются господствующей в среде чиновников идеологией относительно законов ценообразования в рыночной экономике. Читая их публикации, вы встретите перечисление множества вещей, которые должны быть "заложены" в цену товара, но ни одного слова о спросе и предложении. Результаты правительственных мер вполне соответствуют реалистичности "заложенной" в них теории цены.

Примерно год назад борьба государства с рынком лекарств вступила в новую фазу. В марте 1999 года было принято постановление правительства об обязательной регистрации цен на препараты, входящие в так называемый "Перечень жизненно необходимых лекарственных средств", включающий 394 наименования. Чтобы изменить цену на свой препарат, производитель должен предварительно получить в Минздраве государственное регистрационное свидетельство на цену (для отечественных производителей - в рублях, для зарубежных - в валюте). Минздрав мотивирует необходимость регистрации тем, что производители назначают "экономически необоснованные" цены.

На практике это выглядит следующим образом. Представитель предприятия приходит в Минздрав и заполняет три формы, содержащие в совокупности более двух десятков показателей для каждого препарата. Далее он несет их в Минэкономики вместе с пакетом документов, относящихся к данному лекарственному средству (включая отчетные данные об объемах продаж и рентабельности). В случае положительного решения (не более чем через 15 дней) все документы направляются в Минздрав, где и выписывается регистрационное свидетельство (в течение еще 10 дней).

Поскольку производители не спешили выполнять постановление, в январе 2000 года положение о регистрации цены было внесено в качестве поправки в закон РФ "О лекарственных средствах". И это лишь первый шаг. Минздрав хочет регулировать цены на все лекарственные препараты.

Нетрудно представить, что это значит для производителей. Не говоря уж об увеличении издержек в виде хождения по кабинетам и взяток чиновникам, новые правила резко усл

У партнеров

    «Эксперт»
    №18 (231) 15 мая 2000
    Менеджеры России
    Содержание:
    Обзор почты
    Тема недели
    На улице Правды
    Реклама