Правительство любит рынок и... душит его в объятиях

Юрий Кузнецов
15 мая 2000, 00:00

Пока разные правительства клялись в верности курсу рыночных реформ, в России происходило ползучее усиление регулятивного вмешательства государства в экономику

Государство российское ведет долгую, изнурительную, но безуспешную борьбу с рынком лекарственных средств. Первоначально объектом атак стали так называемые посредники (фирмы, занимающиеся оптовой торговлей), которых "слишком много", которые "делают накрутки", и поэтому лекарства столь дороги. Постановления правительства, направленные на ограничение торговых наценок (то есть цен на услуги оптовых торговцев), были приняты еще в 1993-1994 годах. В частности, региональным властям были предоставлены полномочия по ограничению торговых наценок.

Каков же итог? Сколь печален, столь и предсказуем. Число посредников за эти годы практически не уменьшилось, а среднее количество "переходов из рук в руки" одной партии товара даже увеличилось. Размеры коррупции, по оценке работающих на этом рынке специалистов, возросли. И что самое интересное, в тех регионах, правительства которых полностью отказались от регулирования, цены не выше, а зачастую даже ниже, чем у соседей, а ассортимент лекарств - шире.

Эти правительственные меры объясняются господствующей в среде чиновников идеологией относительно законов ценообразования в рыночной экономике. Читая их публикации, вы встретите перечисление множества вещей, которые должны быть "заложены" в цену товара, но ни одного слова о спросе и предложении. Результаты правительственных мер вполне соответствуют реалистичности "заложенной" в них теории цены.

Примерно год назад борьба государства с рынком лекарств вступила в новую фазу. В марте 1999 года было принято постановление правительства об обязательной регистрации цен на препараты, входящие в так называемый "Перечень жизненно необходимых лекарственных средств", включающий 394 наименования. Чтобы изменить цену на свой препарат, производитель должен предварительно получить в Минздраве государственное регистрационное свидетельство на цену (для отечественных производителей - в рублях, для зарубежных - в валюте). Минздрав мотивирует необходимость регистрации тем, что производители назначают "экономически необоснованные" цены.

На практике это выглядит следующим образом. Представитель предприятия приходит в Минздрав и заполняет три формы, содержащие в совокупности более двух десятков показателей для каждого препарата. Далее он несет их в Минэкономики вместе с пакетом документов, относящихся к данному лекарственному средству (включая отчетные данные об объемах продаж и рентабельности). В случае положительного решения (не более чем через 15 дней) все документы направляются в Минздрав, где и выписывается регистрационное свидетельство (в течение еще 10 дней).

Поскольку производители не спешили выполнять постановление, в январе 2000 года положение о регистрации цены было внесено в качестве поправки в закон РФ "О лекарственных средствах". И это лишь первый шаг. Минздрав хочет регулировать цены на все лекарственные препараты.

Нетрудно представить, что это значит для производителей. Не говоря уж об увеличении издержек в виде хождения по кабинетам и взяток чиновникам, новые правила резко усложняют процедуры планирования и управления, растут риски фармбизнеса в России. Например, хорошо известно, что большинство отечественных фармацевтических предприятий использует импортное сырье (активные вещества, упаковочные материалы и т. д.); доля импорта в составе издержек, как правило, превосходит 50%. Учет ожидаемой динамики валютного курса при регистрации цен приводит к росту неопределенности и, соответственно, к удорожанию товара за счет рисковой премии.

Немногим лучше ситуация и у зарубежных производителей. Сочтет ли Минздрав достаточным основанием для пересмотра цены, например, увеличение учетной ставки Центробанка страны - производителя субстанции, из которой уже в стране-поставщике произведено данное лекарство? А если иностранный производитель не зарегистрировал цену, импортеры не получат лицензию на ввоз препарата. Вдобавок недавно Госдума приняла в первом чтении поправку к закону о лекарствах, предусматривающую квотирование импорта.

К чему приведут амбициозные планы Минздрава в случае их реализации, хорошо известно - к дефицитам, к перебоям в снабжении населения лекарствами, к появлению планово-убыточных и привилегированных производителей. Как и всегда в таких случаях, пострадает рядовой потребитель. Затем, под предлогом борьбы с дефицитом, нам могут предложить распространить регулирование цен на производство сырья для фармацевтической промышленности и так дальше.

Пока разные правительства клялись в верности курсу рыночных реформ, в стране происходило ползучее усиление регулятивного вмешательства государства в экономику. Пример фармацевтической промышленности, хотя и очень яркий, далеко не единственный. Практически в каждой отрасли скопились завалы нормативных актов, мешающих работать производителям, наносящих вред потребителям и выгодных только коррумпированным чиновникам. Новому российскому правительству, если оно хочет добиться устойчивого экономического роста в России, необходимо заняться отменой всех этих правил и пресечением соответствующей "нормотворческой" деятельности. Эту расчистку завалов и называют мудреным словом "дерегулирование".