Куда податься хорошему человеку?

Культура
Москва, 15.05.2000
«Эксперт» №18 (231)

В Зверевском центре современного искусства прошла выставка французского художника Алекса Поркера "Пойдем гулять".

Французская культура XX века развилась в последние годы в интеллектуальную дисциплину, доступную только эстетам. Даже нерядовые французы до сих пор не могут переварить величия философии Деррида, Барта и Делеза, постепенно переключаясь на зрелищные и более простые американские фильмы, комиксы и компьютерные игры. Существующие в каждом крупном городе Франции художественные школы наполнены персонажами, готовыми на что угодно, только бы избежать соприкосновения с философией. Они изучают искусство начала века, пытаются рисовать как Матисс и Боннар, сваривают из выхлопных труб автомобилей объекты, оформляют стенды с экологической рекламой - лишь бы не умничать.

Алекс Поркер - молодой художник. Не мудрствуя лукаво он решил просто "пройтись" по незнакомой ему России. Точнее, не по самой стране, а по ее столице. Если быть еще более точным, по галереям и кураторам, занимающимся современным искусством, - дабы в искусство потом все это и превратить. Видеоинсталляция, то есть фильм "Пойдем гулять", - результат этой прогулки.

Зал Зверевского центра, где проходил вернисаж, чем-то напоминал сельский клуб, куда приехали столичные гастролеры: отделанные рейками "под дерево" стены, "голубой экран" в конце длинного зала, внимательная публика, мирно расположившаяся на широких скамьях. Стены украшали коллажи - на телеграфные бланки вместо текста были наклеены фотографии фрагментов московской жизни. Ничего, что фуршет чуть-чуть заслонял экран: когда начался фильм, он оказался даже к месту - добавлял живости.

Сюжет фильма прост: некий художник-аноним, не говорящий по-русски, приезжает в Москву. Выдавая себя то ли за социолога, то ли за журналиста, он пытается выяснить художественную конъюнктуру - понять, что здесь за течения, куда идет современное искусство (заметим, что вопрос и для самих московитов немаловажный - а главное, и ответ на него не ясен). Параллельно художник посещает всяческих гадателей по руке, колдунов, цыган и прочих шарлатанов - дабы выяснить, что ему, иностранцу, в Москве, светит и грозит. Здесь же зафиксирована бурная ночная жизнь зарубежных гостей в России - правдоискателю она больше всего напоминает продукцию канала MTV. На вопросы Алекса Поркера отвечали художники Кулик и Звездочетов, кураторы Иосиф Бакштейн и Лена Селина, искусствоведы Виктор Мизиано и Андрей Ерофеев. Их ответы не слишком утешительны: художник сейчас частное лицо, его не гоняют, но и денег на него не тратят. Свобода есть, как ей распорядиться - пока мало кто знает.

В преддверии главной художественной ярмарки ("Арт-Москва") большинство ее участников не видит никакого просвета, спасительного нового тренда или философской концепции. Кажется, единственное, что остается, - пойти прогуляться, уподобившись наивному французу, нашедшему на такой прогулке свое место.

У партнеров

    «Эксперт»
    №18 (231) 15 мая 2000
    Менеджеры России
    Содержание:
    Обзор почты
    Тема недели
    На улице Правды
    Реклама