Великое перемещение народов

Рынки
Москва, 15.05.2000
«Эксперт» №18 (231)
Туристический бизнес по своим оборотам уступает лишь мировой торговле нефтью

Давно прошло то время, когда авиаперелет от Франкфурта до Нью-Йорка и автомобиль марки Mercedes Benz стоили примерно одинаково. С 1960 года стоимость авиабилета упала ровно в 50 раз, а туризм из атрибута роскоши превратился в услугу, доступную подавляющему большинству населения промышленно развитых стран. Ради хорошего отпуска европейцы, японцы или американцы готовы экономить на покупке автомашин, книг и спиртного.

Тягу к путешествиям демонстрирует и статистика Всемирной туристической организации (ВТО). Буквально за пару десятилетий, прежде всего благодаря развитию транспортных коммуникаций, туризм превратился в ключевую отрасль мировой торговли - доходы от него в мировом экспорте товаров и услуг занимают второе место, уступая только экспорту нефти и нефтепродуктов, но опережая торговлю алмазами, оружием и игорный бизнес. На долю туриндустрии приходятся около 10% общего мирового экспорта и 35% мировой торговли услугами.

По прогнозам, число людей, стремящихся отдать деньги за созерцание зарубежных красот, будет расти, даже несмотря на возможную турбулентность мировой экономики. Причем в условиях постоянно растущего спроса традиционные туристические рынки, например Западная Европа, уже не будут удовлетворять запросам всех клиентов турагентств. Появятся предпосылки для развития туризма в странах, которые традиционно являлись "туристическими нетто-импортерами". Если Россия сможет адекватно отреагировать на эту тенденцию и создать минимально необходимую для приема иностранных гостей инфраструктуру, она вполне способна получить существенную долю на мировом рынке туристических услуг.

От буклета до пляжа

Еще недавно туризм считался традиционной вотчиной среднего бизнеса. Однако всего за несколько последних лет вся структура отрасли, охваченная процессом стремительной консолидации, резко трансформировалась. Например, в Германии 50% рынка контролируют два туристических концерна, в Англии 80% рынка делят между собой четыре турфирмы, а в Дании количество туроператоров по сравнению с 1995 годом уменьшилось на 30%, а сам рынок на три четверти принадлежит иностранному капиталу. При этом антимонопольные ограничения на национальных рынках еще больше стимулируют трансграничные слияния в Европе, где туристические гиганты развернули настоящую войну за расширение своего жизненного пространства.

"Весьма скоро на европейском рынке будут хозяйничать не более пяти безупречно организованных концернов", - заявляет глава немецкой турфирмы C&N Touristic AG Франц Шойбер в интервью немецкому журналу Wirtschaftswoche. Уже сегодня за доминирование в Европе борется не более десятка немецких, британских и швейцарских турфирм, среди которых определилась пятерка бесспорных лидеров: Hapag-Touristic Union (Германия), Airtours (Великобритания), C&N Touristic (Германия), Thomson Travel Group (Великобритания) и Kuoni (Швейцария). Борьба за европейского потребителя в самом разгаре, и специалисты ожидают очередной волны слияний и поглощений в высшем эшелоне турфирм. Например, в те

У партнеров

    «Эксперт»
    №18 (231) 15 мая 2000
    Менеджеры России
    Содержание:
    Обзор почты
    Тема недели
    На улице Правды
    Реклама