Схватка за наследство Ататюрка

Экономический анализ
Москва, 15.05.2000
«Эксперт» №18 (231)
Семейные кланы и исламский бизнес борются за контроль над экономикой Турции

В последние годы множество россиян открыло для себя курорты турецкого Средиземноморья. А ведь еще в 70-е годы этот район был для большинства турок чем-то вроде моря Лаптевых для москвичей - далеким и пустынным. Но правительство приняло решение, подконтрольные ему банки выделили деньги, лояльные предприниматели получили подряды, и новенький туристический район был создан. Из ФРГ завезли первые толпы небогатых бюргеров, привлеченных фантастической дешевизной отдыха, и дело пошло.

Сейчас в юго-восточной Анатолии такими же методами создается крупный ирригационный район, который, как ожидается, даст работу сотням тысяч молодых уроженцев этого бедного и чрезвычайно трудоизбыточного региона. Турецкое государство не случайно играет главную роль при осуществлении масштабных экономических проектов. Это своего рода национальная традиция - сам турецкий частный бизнес возник в результате претворения в жизнь соответствующих планов государственных мужей Турции.

Тем не менее эта идиллическая картинка успешного взаимодействия бизнеса и государства - во многом лишь видимость. В экономике усиливается противостояние между семейными холдингами, всегда пользовавшимися особым расположением власти и военных, и исламским бизнесом, строящим свою деятельность на совсем иных принципах. Избранному в мае президенту Турции Ахмеду Недждету Сезеру, который известен своей приверженностью идее построения в Турции светского общества, придется приложить немало усилий для сохранения власти семейных кланов, на которых традиционно держалась турецкая экономика.

В начале славных дел

Отец-основатель современной Турецкой республики Мустафа Кемаль Ататюрк, объединивший турецкое общество после первой мировой войны под лозунгами национализма и секуляризации, уделил много внимания созданию класса коммерсантов турецкой национальности. Новые предприниматели должны были заменить греков, евреев и армян, которые в основном контролировали промышленность и торговлю старой Османской империи и к которым турецкие националисты относились с большим подозрением. Кемалисты рассчитывали, что национальная бизнес-элита разделит их политические идеалы и станет опорой новой власти.

Задачу облегчало и недоверие простых турок к представителям трех вышеупомянутых национальных общин. Поэтому когда государство попросту стало передавать их имущество избранным мелким турецким предпринимателям, это не вызвало сколько-нибудь значимого общественного протеста. Вновь сформированной турецкой бизнес-элите предоставлялись различные льготы, кредиты, выгодные государственные заказы. Фавориты особенно обогатились во время второй мировой войны, в основном за счет сверхпрагматичной внешней политики Турции в этот период. Хотя в 1941-1942 годах на долю Германии приходилось более половины турецкого экспорта и Турция поставляла фашистскому блоку остродефицитное стратегическое сырье и продовольствие, она одновременно старалась продемонстрировать свою лояльность американскому руководству и укрепить свои внешнеторговые связи с США. Прода

У партнеров

    «Эксперт»
    №18 (231) 15 мая 2000
    Менеджеры России
    Содержание:
    Обзор почты
    Тема недели
    На улице Правды
    Реклама