На южном направлении

22 мая 2000, 00:00

Значение совершенного на прошлой неделе президентом РФ Владимиром Путиным блиц-визита в две среднеазиатские республики - Узбекистан и Туркмению - выходит далеко за рамки двусторонних отношений России с этими государствами. Он явно призван жестко обозначить геополитические интересы нового российского руководства в данном регионе. Важнейший из них - противодействие исламскому экстремизму, исходящему от афганских талибов. "Угроза Узбекистану одновременно является и угрозой России", - заявил в Ташкенте журналистам российский лидер после встречи с президентом Узбекистана Исламом Каримовым.

Владимир Путин подчеркнул, что "ни для кого не секрет, что в последнее время довольно активно предпринимаются попытки криминально-террористическим образом переделить постсоветское пространство". Для этого, по словам российского президента, "используется экстремизм, в том числе и религиозный, за которым вторым эшелоном идут вооруженные террористы". Владимир Путин констатировал, что "создалась, без всякого сомнения, дуга нестабильности, которая проходит по южным границам бывшего Советского Союза". "Это республики, которые наиболее близки Российской Федерации, где проживает значительное количество русских, - отметил президент, - это наши основные партнеры, и одним из них, конечно же, является Узбекистан".

Перед отъездом из Москвы президент внес на ратификацию в Госдуму договор между РФ и Узбекистаном о дальнейшем углублении сотрудничества в военной и военно-технической областях. В сопроводительном письме глава государства подчеркнул, что этот "договор создает правовую основу для согласованного решения вопросов, связанных с материально-техническим обеспечением национальных вооруженных сил обеих сторон, с поставками новейших образцов вооружения, военной техники и комплектующих изделий в целях поддержания высокой степени их боевой и мобилизационной готовности".

Беседы же Путина с Сапармуратом Ниязовым в Ашхабаде не ограничивались лишь вопросами противодействия исламскому экстремизму. Российский президент признал, что приостановление в недавнем прошлом "газового" сотрудничества России с Туркменией было ошибкой. И впрямь, прекращение транспортировки туркменского газа через российские трубопроводные системы лишило российский бюджет многомиллионных сумм в твердой валюте. Кроме того, резко ослабли и стратегические позиции России в этом регионе.

Ошибки предшественников Путин намерен исправлять. Но есть и еще один важный подтекст его визита в Среднюю Азию: демонстрируя намерение Москвы укрепить свои позиции в этом регионе, российский лидер явно стремится утвердить в глазах западных политиков свой имидж борца с исламским экстремизмом не только в Чечне. В Кремле этот ход сочли необходимым в преддверии встреч руководителей Евросоюза и России в конце мая в Москве, а также Путина и президента США Билла Клинтона - в начале июня.