По сведениям, полученным из деловых кругов Ирана, "Газпром" и французская компания Total-Fina-Elf будут иметь право на разработку четвертой и пятой фаз газового месторождения "Южный Парс", одного из крупнейших в мире.
Если "Газпрому" удастся выиграть тендер, его позиции в Иране существенно укрепятся. Российская газовая компания имеет 30-процентную долю в освоении второй и третьей очередей месторождения и уже вложила в него 150 млн долларов (общая стоимость проекта, по некоторым оценкам, равна 2 млрд долларов). Следующие две очереди, как считают специалисты, оцениваются в 20 млрд кубометров газа каждая и потребуют строительства газопровода или завода по сжижению газа. Стоимость их разработки предположительно достигнет 1,5 млрд долларов. По словам члена правления "Газпрома" Юрия Комарова, для российской стороны этот проект "очень сложен с точки зрения организации финансирования".
Готовность "Газпрома" финансировать иранский проект может вызвать удивление, если вспомнить катастрофическое положение с инвестированием внутренних проектов разработки северных месторождений и сокращение добычи газа в прошлом году. Компания тем не менее изыскивает новые возможности для капиталовложений в "Южный Парс". По всей видимости, сказывается стратегия российского газового монополиста, в которую входит сбережение собственных газовых ресурсов, получение доли в разработке чужого газа, развитие своих возможностей как оператора, например, туркменского, казахского или иранского газа. Эта политика позволит зарабатывать деньги на транспортировке и при этом занять ключевое положение распределителя, управляющего газовыми потоками. В результате "Газпром" должен охватить огромные регионы поставками своего газа за счет долевого участия в его добыче в разных странах и "собственности на трубу".
Присутствие "Газпрома" в Иране согласуется и с его намерением участвовать в строительстве трубопровода Иран-Армения, который, возможно, позволит поставлять иранский газ в Грузию, северо-восточные районы Турции и на Северный Кавказ. В действиях компании легко проследить лоббирование не только корпоративных, но и геоэкономических интересов России. Россия и Иран обладают большей частью всех мировых газовых запасов, их консолидация нейтрализует попытки Америки подчинить своему влиянию вакантные энергетические рынки и заблокировать нефтегазовые поставки из России и Ирана.