Кризис августа 1998 года помог подняться местной промышленности. Больше всего выиграло производство пищевых продуктов. Наметился существенный рост машиностроения, начинает подниматься химическая промышленность - это видно по кредитной активности предприятий.
Самый крупный заемщик Нижегородского Сбербанка безусловно Горьковский автозавод. Главный проект ГАЗа в настоящее время - запуск в серийное производство новой модели "Волги" ГАЗ-3111. В осуществлении этого проекта ГАЗу помогали три банка - ЕБРР, который предоставил два кредита - на 25 млн долларов (полностью погашен) и на 65 млн долларов, Автобанк, предоставивший 15 млн долларов, и Сбербанк, выделивший 250 млн рублей на завершение работ.
ГАЗ и раньше работал со Сбербанком, но столь большой кредит завод взял у этого банка впервые. Впрочем, больше ни у кого в области таких ресурсов не было. По мнению Анатолия Горнева, председателя совета директоров ОАО "ГАЗ", Сбербанк относится к той категории банков, с которыми работать непросто. Однако требования его хотя и жесткие, но справедливые. Банк даже поставил всю систему пользования кредитом в зависимость не от ставки рефинансирования ЦБ, а от оборотов, которые проходят через банк, создав для него плавающую ставку. По этой методике завод работал впервые. Сбербанк требовательно относится к соблюдению заемщиком условий кредита, но и сам умеет выполнять свои обязательства. Так, после снижения ставки рефинансирования ЦБ ставка кредита также была уменьшена - как и предусматривалось в договоре.
Завод уже шестой месяц сопровождает этот кредит без сбоев, что позволило ему получить решение о пролонгации на второй срок. В более долгосрочном кредите завод в настоящее время не заинтересован, так как процентные ставки Сбербанка высоки - за пять месяцев по ним пришлось выплатить 60 млн рублей. Залоги завод предоставил по выбору самого банка: в основном недвижимость и оборудование, акции были заложены только личные - президента и финансового директора.
Сбербанк прокредитовал также крупнейшего дилера ГАЗа - компанию "ТСС", которая взяла 150 млн рублей на развитие сети субдилеров по Поволжскому региону (сейчас их насчитывается 25). По словам вице-президента компании "ТСС" Александра Космачева, предпочтение было отдано Сбербанку благодаря высокому уровню надежности, профессионализма и оперативности, хотя компания работает и с другими банками. В Сбербанке ТСС получает кредит в рамках открытой линии день в день, через несколько часов после заявки. Выгодна дилеру и вексельная форма кредитования - векселя Сбербанка высоколиквидны, при этом проценты по такому кредиту значительно ниже. По мнению г-на Космачева, Сбербанку тоже выгодно иметь одного крупного партнера. Будучи крупнейшим дилером по модели ГАЗ-3102 (продажи составляют более 2000 машин в месяц), ТСС может предоставить хорошие имущественные залоги: 800-900 машин на складах, 12 автовозов и 5 автостоянок. Часть кредитов Сбербанка ТСС использует по конверсионным схемам на закупки автомобилей FIAT, подготавливая таким образом почву для совместного проекта ГАЗа и компании FIAT по сборке нового легкового автомобиля.
Замыкающим в этой технологической цепочке является автотранспортное предприятие "Автолайн", эксплуатирующее микроавтобусы "Газель" на городских пассажирских маршрутах. "Автолайн" взял кредит в 5,5 млн рублей сроком на год для обновления своего автопарка: в 1999 году было куплено 50 новых машин. Первоначально кредит брался под 45% годовых, но с уменьшением ставки рефинансирования ставка кредитования опустилась до 39%. Павел Сызранов, директор "Автолайна", особо отметил ненавязчивость контроля со стороны Сбербанка - встречи с куратором по кредиту проходят раз в две недели, но никакого прессинга не чувствуется. Помимо надежности Сбербанк отличает и оперативность - время от подачи заявки до получения денег занимает лишь полторы недели. Главным пожеланием заемщика остается снижение ставки. По мнению г-на Сызранова, она не должна превышать ставку рефинансирования ЦБ больше, чем на 2-3%.
Подобная цепочка кредитуемых предприятий существует и в пищевой промышленности области. В настоящее время Сбербанк готовит кредитный проект на 40 млн рублей для производителя макаронных изделий - компании "Вермани", которая связана отношениями собственности с местным хлебозаводом и рыночными - с мукомольным комбинатом.
В семидесятые годы за нижегородскими макаронами съезжались покупатели из многих областей. На фоне всей остальной продукции невнятного качества они выглядели просто отменно. Дело в том, что фабрика попала в число предприятий, куда по контракту, подписанному советским правительством с итальянским, были поставлены новые линии Braibanti. Поскольку оборудование требовало качественного сырья, то и конечный результат получался высокого уровня.
Девяностые годы стали испытанием для многих производителей макаронных изделий: в 1995 году страну завалил импорт, и до кризиса его доля занимала на рынке от 50% до 80% в разных регионах. Сказывался и дефицит качественной муки, что снижало объемы производства. Это ставило в неприятное положение одного из крупных дилеров - компанию "Миг": рынок наработан, а продукции нет. И "Миг" сначала стал покупать муку для "Вермани", а потом решил приобрести мельницу, взяв кредит у Нижегородского Сбербанка. Теперь с долгами за мельницу расплачивается "Вермани", а "Миг" в счет этих платежей поставляет муку.
"Несмотря на долги, мы не унываем, - говорит финансовый директор 'Вермани' Олег Богданов, - есть все основания полагать, что с ними мы расплатимся в срок и сможем взять новый кредит на развитие производства. В своем регионе мы пока контролируем до семидесяти процентов рынка, при этом стараемся расширить географию поставок. Работаем над улучшением упаковки, стабильностью качества, собираемся обновить ассортимент". Конкуренция на рынке ужесточается, но "Вермани" рассчитывает, что часть предприятий, которые сейчас производят продукцию из мягкой муки, а то и вовсе низкокачественной, ориентируясь на сиюминутный спрос, вынуждена будет оставить его. С серьезными игроками будет идти борьба на уровне цен, качества, ассортимента, брэндинга. Руководство нижегородской фабрики не исключает, что для этого придется строить вертикально-интегрированную структуру, чтобы, во-первых, иметь возможность сглаживать колебания рынка, во-вторых, контролировать всю цепочку от сырья до готового продукта, и в-третьих, минимизировать издержки. Тогда нижегородские макароны вновь будут пользоваться славой по всей России.
Еще один крупный клиент Сбербанка - компания "Нижегороднефтепродукт" (ННП). Большую часть своих заемных средств она направляет на пополнение оборотных средств. Компания работает с тремя банками - Сбербанком, банком "Гарантия" и областным Промстройбанком. По словам Анатолия Ленева, генерального директора компании, все три банка достаточно сильные, и кредитные ресурсы компании распределены между ними примерно поровну, хотя доли все время меняются в зависимости от того, какой банк предоставляет более выгодные условия. Со Сбербанком ННП установил хорошие связи более четырех лет назад. "Всякое бывало, - вспоминает Ленев. - И у меня опыта не было, и у Сбербанка не было практики работы с юридическими лицами. Они привыкли работать с небольшими суммами частных вкладчиков, а у нас речь сразу пошла о миллиардах рублей". Сейчас по счетам ННП в Сбербанке проходит более миллиона рублей в сутки. С этим оборотом надо оперативно работать - вовремя предоставлять выписки со счетов, которые необходимы для отслеживания финансовых потоков предприятия.
ННП берет кредиты на срок от трех месяцев до года, в зависимости от условий. Залогом служит имущество - АЗС, нефтебазы, нефтепродукты. По словам г-на Ленева, трудности со Сбербанком были лишь однажды, когда сразу после августовского кризиса банк отказал в пролонгации кредита. Но вскоре эта проблема была решена.
Заемные средства в основном идут на покупку нефтепродуктов, но в 1999 году более 15 млн рублей пошло на реконструкцию АЗС, хотя осуществлялось это в рамках общей кредитной линии, без специального целевого соглашения. Отличная кредитная история ННП была отмечена сертификатом "Первоклассный заемщик Сбербанка". Ленев даже несколько ревниво относится к соперникам: "Думаю, что таких крупных клиентов, как мы -миллион рублей оборота в сутки, - в области не так много. А у них вот масложиркомбинат свет в окошке - статуэтки ему всякие дают". Такая ревность понятна - быть на особом счету у Нижегородского Сбербанка стало престижно.
В Нижегородском Сбербанке действительно уделяют особое внимание местному масложиркомбинату. "Если бы эта история происходила не на моих глазах, в это трудно было бы поверить, - говорит директор управления кредитования Нижегородского Сбербанка Ирина Кудрявцева. - В девяносто шестом году дела местного масложирового комбината были чрезвычайно плохи, работали там лишь два дня в неделю, были колоссальные долги. Но новая команда не побоялась сделать то, чего до сих пор боятся многие: они рискнули, взяли кредит, заложив свои права собственников, и мы не можем не оценить тот подход, что они использовали".
Гендиректор Нижегородского масложирового комбината Николай Нестеров, в восьмидесятые годы работавший на комбинате, а потом на десять лет удалившийся в другие сферы деятельности, стал вновь присматриваться к предприятию в 1994 году. А в 1995-м вместе с компаньоном вошел в руководство комбината, имея примерно такой же пакет акций, как и "Альфа-групп". Потом они и вовсе выкупили у "Альфы" ее пакет и стали полноценными хозяевами. Каждый день в те времена, вспоминает Нестеров, был как день военных действий: все время нужно было принимать срочные решения, поскольку одновременно с расчисткой завалов нужно было "работать над самой дойной коровой", а именно - срочно расширять производство, ремонтировать и менять оборудование, приводить в порядок инфраструктуру, заниматься сбытовой политикой. Поскольку времена были лихие и "длинных" денег никто не давал, приходилось выкручиваться постоянными короткими кредитами, которые шли на текущие нужды, а вся прибыль направлялась на перевооружение - физическое и моральное. Менеджеры объехали немало российских и западных комбинатов, были постоянными участниками профильных выставок, чтобы знать все об этом бизнесе.
Комбинат работал сразу с пятью банками, и всем простодушно было объявлено: мы будем выбирать каждый раз того, кто предложит нам самые лучшие условия. Вошли в Саровскую офшорную зону (ЗАТО), чтобы снизить налоги и таким образом обеспечить высокие темпы роста и получить больше прибыли. Упреки в том, что предприятие таким образом поставило себя в неравные условия с конкурентами, Нестеров отвергает: "А им кто мешал? Мы, наоборот, всем рассказывали, что это законный способ компенсировать глупость государства, удавившего промышленность налогами".
В прошлом году нижегородский комбинат стал лидером отрасли, побив все рекорды в истории завода, которому два года назад исполнилось 100 лет, так что он знавал хорошие времена. Комбинат выпустил 125 тыс. тонн продукции, из которой почти 75 тыс. тонн приходится на основные продукты - маргарин и майонез. Если раньше нижегородский комбинат львиную долю продукции продавал у себя в регионе, то сейчас эта доля колеблется на уровне 30-50%, остальное идет по всей стране, и марку маргарина "Хозяюшка", майонеза "Ряба" и мыла "Мой малыш" и "Мой день" знают многие в России.
Лысковский эксклюзив
В 1996 году в более чем 130-летней истории пивоваренного завода в Лыскове можно было ставить точку. Производство катастрофически падало, долги росли, но завод еще тщился выпускать минимальное количество пива, которое и пивом-то назвать уже было трудно: это пойло торговля не хотела брать даже на реализацию. К тому же нижегородский рынок начали бодро осваивать крупные и средние российские пивоваренные компании, практически не оставляя никакого шанса не то чтобы никудышному, но даже неплохому напитку. В 1996 году на заводе сменилось руководство. Генеральным директором стал Валерий Агафонов, человек с райисполкомовским и партийным прошлым, в пивном деле совсем не профессионал. И это тоже не внушало особого оптимизма. Однако Агафонов оказался первоклассным менеджером, хотя современную науку управления и не постигал, и первоклассным учеником - науку пивоварения пришлось изучать с нуля. Новая управленческая команда буквально разложила по полочкам все проблемы предприятия и составила план их преодоления. Первым делом Агафонов попытался объяснить коллективу самые простые вещи: во-первых, что должна быть совесть, во-вторых, под лежачий камень вода не течет. Совесть, по мнению Агафонова, есть непременное условие производства хорошего продукта. "Весь процесс приготовления пива может длиться до семи-восьми месяцев, - говорит директор, - а любая мелочь или упущение сводят на нет весь труд и все затраты. Использован ли плохой хмель, не соблюден температурный режим, бутылка плохо помыта и так далее". Контроль за качеством начинается с выбора сырья. Специалисты Лысковского пивоваренного завода ищут ячмень по всем регионам России, в прошлом году объездили больше десяти. В Нижегородской области хорошего ячменя нет. "Я два года бьюсь, разве что не кричу: вырастите для меня качественное зерно, я хороший покупатель. Нет, не доходит. Говорят: бери какое есть, а то обвиним тебя в непатриотизме". Агафонов сетует, что он в этом смысле не может быть патриотом: "Тот же председатель колхоза сам откажется пить мое пиво, если я сварю из его плохого ячменя". Такого же "непатриотичного" поведения Агафонов придерживается, когда покупает хмель и оборудование. Раньше брали чувашский хмель, потом прикинули, что немецкий хоть и дороже, но по главному параметру - содержанию альфа-кислоты - в два раза лучше, стало быть, покупать его надо в два раза меньше, он занимает меньше места при хранении, что тоже немаловажно, поскольку меньше тратится энергии на поддержание определенной температуры. Оборудования современного тоже в России не могут сделать. "Почему-то космическое могут, - говорит Агафонов, - а моноблок для пивного производства - нет".
Уже в 1997 году рынок оценил старания лысковцев. И не только потому, что на заводе теперь строго соблюдали технологию и брали только качественное сырье. Пиво получалось замечательным, потому что лысковцы решили готовить его традиционным способом, без консервантов, используя элементы старинной рецептуры, опыт российского и мирового пивоварения и собственные хитрости. "Такое решение было практически единственным, - рассказывает Агафонов. - Мы не смогли бы тягаться с гигантами типа 'Балтики', где пиво готовится в громадных объемах. Крупные предприятия используют европейскую технологию приготовления пива, когда важны обороты, пиво варится от семи до пятнадцати дней, используются консерванты". В Лыскове процесс приготовления пива может занимать до семи-восьми месяцев. Зато получается не похожее ни на какое другое, эксклюзивное пиво, за что и оценила его нижегородская публика. И не только она. В 1997 году лысковцы дерзнули отвезти свое пиво на международный фестиваль в Сочи и, к своему удивлению, получили бронзовую медаль, в 1998 году им досталось "серебро", а в прошлом году - "серебро" и "золото". Впрочем, оценили пиво и в соседних регионах. На заводе поработали над тем, чтобы пиво сохранялось в течение месяца и не мутнело. Теперь его везут во Владимир, Киров, Марий Эл, Чебоксары, где, кстати, свое очень хорошее пиво.
Дошло до того, что завод просто перестал поспевать за спросом, хотя с каждым годом он выпускает все больше и больше. Если за один месяц 1996 года здесь делали 10 тыс. декалитров, то в прошлом году - 62 тыс., а в марте нынешнего года только за один день производили 5,3 тыс. дал. Пришлось организовать вторую смену, работать по выходным. Никто не ропщет, поскольку результаты ударного труда прямо сказываются на зарплате (в среднем 2500 рублей) и премиях. Теперь народ просто-таки горит желанием поработать, а уговоры вспоминают как конфуз.
За четыре года немного поменяли оборудование, что-то подлатали, но к концу 1999-го уже задумались о серьезной реконструкции. Хоть и не без боязни. Но решились и взяли в Сбербанке кредит на покупку современного разливного оборудования в Германии. Бродильное и варочное заказали в России на собственные средства. После реконструкции завод будет выпускать пива вдвое больше, чем сейчас (720 тыс. дал в прошлом году).
Наливая пиво в кружку, Агафонов почти по-детски радуется: "Смотрите, как играет, а пена какая! Обратите внимание на пенную сетку в бутылке - это важный показатель. Нравится?" Пиво и вправду оказалось просто "супер".