В прошлый понедельник, ровно через три недели после бурных студенческих волнений, на улицы Кишинева вышли ветераны-"афганцы". Демонстранты, среди которых местные наблюдатели заметили большое количество ветеранов другой войны - Приднестровской, требовали восстановления для них отмененных парламентом Молдавии льгот, отставки парламента и президента, досрочных выборов и установления президентской формы правления в стране. То есть, если исключить льготы, того же самого, что вот уже год безуспешно пытается добиться президент Молдавии Петр Лучинский.
Напомним, что студенческий бунт в апреле совпал по времени с визитом в Кишинев долгожданных миссий МВФ и ВБ. Представители этих организаций должны были убедиться, что структурные изменения в молдавской экономике идут в соответствии с достигнутыми в ноябре прошлого года договоренностями и дать добро на перевод очередных траншей - 35 млн долларов от МВФ и 20 млн долларов от ВБ. Однако главное условие международных кредитных организаций - демонополизация и приватизация табачной и винной промышленности были сорваны усилиями коммунистов, которые занимают 40 из 101 кресла в парламенте. В то же время подконтрольные президенту кишиневские городские власти неожиданно выполнили другое требование МВФ - ликвидацию безадресных льгот, в том числе бесплатного проезда для студентов. Студенты побили стекла в мэрии Кишинева, покалечили два десятка полицейских, предоставив молдавским властям возможность громко объявить, что они тут ни при чем, а студентов лишили льгот по требованию МВФ. Представителю фонда пришлось оправдываться, что они имели в виду вовсе не студенческие проездные. Но после этого МВФ и ВБ все-таки пообещали дать денег. Кишинев вернулся к мирной жизни, а местные политики принялись комментировать предстоящее парафирование румынско-молдавского договора и встречу президента Молдавии Петра Лучинского с лидером непризнанной приднестровской республики Игорем Смирновым.
В конце апреля договор был парафирован в Бухаресте министрами иностранных дел Молдавии и Румынии, и его подписание было назначено на лето. Отсутствие договора с ближайшим соседом препятствовало вступлению Румынии в НАТО. Но и подписание его означало признание независимости Молдавии, что вызывало сложные чувства у румынских патриотов. В итоге удалось найти такую редакцию договора, в которой ни слова не упоминается о пакте Молотова-Риббентропа (то есть удовлетворяет требованиям НАТО о добрососедстве и отсутствии территориальных претензий), но оставляет возможность для мирного воссоединения населяющих Великую Румынию народов, если будет на то их воля.
И урегулирование главной на сегодня для Молдавии приднестровской проблемы шло благоприятно для Кишинева. Началось разминирование пограничных зон, прошли переговоры о восстановлении единой энергосистемы. Россия заявила, что войска из Приднестровья выведет. Лидер Приднестровской республики Игорь Смирнов тоже наконец согласился с этим, при условии однако, что половина воинского имущества отойдет его республике, желательно "в денежном выражении" и в виде списанных долгов за российский газ.
Словом, все вроде утряслось, если не считать мелочи - стремительного падения уровня жизни населения Молдавии. При этом структурные изменения в экономике все-таки придется проводить, иначе денег от МВФ и ВБ не будет и в конце года. А это означает повышение квартплаты, отмену некоторых льгот малоимущим и еще большего обнищания населения, причем в преддверии перевыборов президента.
Петр Лучинский, рейтинг которого упал почти до нуля, предложил пакет законов по изменению конституции страны, суть которых - усиление президентской власти и ослабление власти парламентской. Оппозиционный парламент тут же пожаловался в Совет Европы на бонапартизм Лучинского, и председатель Смешанной комиссии по пересмотру конституции Молдавии Джорджио Малинверни предложил наложить на законодательную инициативу молдавского президента мораторий. Лучинский тогда направил свои предложения по изменению конституции в КС республики, председатель которого уже публично высказывался, что изменения в основном законе страны неизбежны. Ветераны-"афганцы" обратились за разрешением на проведение своей акции на улицах Кишинева, моментально получили "добро" и в прошлый понедельник громко потребовали по сути того же, что хочет президент. А в среду, выполнив все ритуальные действия по прекращению митингов "афганцев", Петр Лучинский выступил в Кишиневе на заседании Национального пресс-клуба. Там он сказал, что "парламентская республика - трагедия для Молдавии, в этом случае мы не сможем укрепить государственность". Противостояние продолжается.