Взгляд в будущее

22 мая 2000, 00:00

Альянсы, выход в Интернет, снижение тарифов - вот что ждет российский страховой рынок

Недавно эксперты фирмы PricewaterhouseCoopers и журнала The Economist провели совместное исследование страховых рынков и подготовили отчет "Имущественное страхование: взгляд в будущее". Об основных выводах, сделанных исследовательской группой, а также о тенденциях на мировом страховом рынке и перспективах развития страхования в России мы попросили рассказать Джереми Фостера, партнера PricewaterhouseCoopers, руководителя российского отдела аудиторских и консультационных услуг страховым организациям.

- Расскажите, пожалуйста, об основных выводах проведенного исследования. Что ждет мировой страховой рынок в ближайшее время?

- Сейчас происходит резкое падение цен на услуги в имущественном страховании. В последнее время на рынке не появилось новых идей в области неценовой конкуренции, поэтому страховщики были просто вынуждены вступать в тарифные войны. Однако ситуация должна измениться. Потери акционеров страховых компаний стали настолько серьезны, что переход страховщиков на качественно новый уровень деятельности просто неизбежен. И связан он должен быть в первую очередь с общей интеграцией финансовых услуг, развитием интернет-коммерции, реструктуризацией служб обслуживания клиентов, инновационной деятельностью.

- Что вы понимаете под интеграцией финансовых услуг? Какие пути сотрудничества за рубежом наиболее эффективны при распространении страховых продуктов?

- На страховые рынки сегодня выходят компании, действующие как в смежных областях финансового сектора (банки, инвестиционные компании), так и работающие в совершенно других секторах экономики (автосалоны, торговые организации, транспортно-перевозочные компании). Простейший пример: транспортные компании вместе с услугами по перевозке грузов активно предлагают страхование грузов. К наиболее популярным смешанным страховым продуктам я бы отнес долгосрочное страхование жизни с периодической выплатой рентного дохода, индивидуальный брокерский счет со встроенным элементом хеджирования (страхования), предоставление услуг по ремонту автомобилей в автостраховании, а также пенсионное страхование, совмещенное с договором банковского вклада.

В такой ситуации страховщики вынуждены искать пути сотрудничества с огромным количеством структур совершенно различного профиля и разрабатывать новые страховые продукты. Но тут надо очень четко представлять себе, что конкурировать напрямую с существующими многопрофильными корпорациями страховщикам будет очень тяжело. Есть опасения, что потребители не будут обращаться к страховщикам за чем-либо, кроме страхования. Однако потребность в "финансовых супермаркетах" очевидна, а значит, страховщикам сегодня наиболее целесообразно искать выход в создании альянсов с банками и универсальными провайдерами финансовых услуг. Примерами могут служить такие интернет-порталы, как Quicken и Wingspan.com, которые уже сегодня предлагают многочисленные финансовые продукты - от страховых полисов до банковских кредитов. При этом страховщики обязательно столкнутся с двумя проблемами. Во-первых, далеко не все компании смогут попасть на такие порталы, поскольку возрастает значение репутации, а значит, и отбор партнеров становится все более строгим. А во-вторых, может возрасти ценовая конкуренция. Дело в том, что, например, на Wingspan.com свои услуги предлагают уже двадцать восемь страховых компаний. Потребители там имеют возможность выбора между страховщиками с точки зрения сочетания цены и качества. Подобная прозрачность информации всегда удобна для клиентов, но далеко не всегда - для страховщиков.

- Насколько высоко вы оцениваете перспективы электронной коммерции в страховом бизнесе?

- Еще совсем недавно электронная коммерция была не особенно популярна среди страховых компаний. Но отношение к возможностям Интернета обязательно изменится. По оценкам экспертов, доля страховых компаний, использующих Интернет для поддержания связи со своими клиентами и привлечения новых, к две тысячи пятому году возрастет с сегодняшних одиннадцати процентов до семидесяти, а доля доходов, получаемых от интернет-продаж, в общих доходах страховых компаний возрастет в среднем с двух до шестнадцати процентов.

Безусловно, применение методов интернет-продаж повлечет за собой значительное снижение аквизиционных и административных затрат страховщиков. Однако, по-видимому, мировые цены на страховые услуги снижаться не будут. С определенной степенью уверенности можно сказать, что эффект снижения расходов на ведение дела будет использован менеджерами компаний для обеспечения более высокого дохода акционеров и участников страховых компаний.

Пока о прибыльности интернет-продаж, особенно в России, говорить не приходится, однако инвестиционная привлекательность компании, осуществляющей интернет-продажи, существенно повышается.

- Не слишком ли ограничены возможности Интернета с точки зрения максимально возможного ассортимента продаваемых через него страховых продуктов? Ведь в большинстве видов страхования без непосредственной оценки объектов и рисков договор заключить просто невозможно.

- Международный и российский опыт свидетельствуют, что через Интернет хорошо продаются стандартные полисы. Согласно опубликованной информации, сегодня в России группа "Ренессанс Страхование" продает пять-шесть полисов в день, при этом девяносто процентов всех интернет-продаж составляют полисы страхования автогражданской ответственности. Более стандартные правила страхования придумать сложно. По другим видам имущественного страхования, где требуется индивидуальная оценка риска, интернет-продажи в настоящий момент трудно реализуемы. Необходимо создать целую систему новых инфраструктур, обеспечивающих, в частности, проведение дистанционной оценки.

Потенциально все виды массового страхования должны перейти в Интернет. Сюда входят и автогражданская ответственность, и автокаско, и страхование расходов выезжающих за рубеж, и страхование от несчастных случаев, и страхование личного имущества физических лиц. В перспективе и специализированные страховые компании вполне смогут перейти на интернет-продажи. Но в России это произойдет лишь тогда, когда страхование начнет носить действительно массовый характер.

Есть и еще одна проблема. С развитием электронной коммерции растут возможности для страхового мошенничества. И тут российским страховщикам необходимо использовать методы и технологии страховых компаний США, где уже сегодня создаются информационные системы, содержащие базы данных о наиболее типичных методах мошенничества и о людях, замеченных в страховом мошенничестве. Эти системы позволяют отследить недобросовестных страхователей, страхующих одно и то же имущество сразу у нескольких страховщиков или подозрительно часто получающих значительные страховые возмещения.

- Насколько процессы, происходящие за рубежом, затрагивают российский страховой рынок?

- Если говорить о выходе страховых компаний в Интернет, то этот канал реализации страховых услуг уже взят на вооружение российскими страховщиками: группа "Ренессанс Страхование" уже реализует в Интернете свои страховые продукты, "Ингосстрах" недавно начал продажи, а РОСНО и "Спасские ворота" объявили о том, что реализация их проектов начнется в ближайшее время. По нашему мнению, данное направление развития бизнеса является очень перспективным в России, поскольку позволяет преодолевать большие расстояния с наименьшими затратами и в будущем будет служить основным фактором, определяющим успех.

Кроме того, в России уже появились наметки интеграции банков и страховых компаний в виде ряда совместных проектов по продаже страховых продуктов через сеть банковских филиалов. Однако вопрос расширения состава предлагаемых продуктов не так остро стоит перед российскими страховщиками, поскольку в России пока еще есть неудовлетворенный спрос на классические страховые продукты. Сегодня российские страховщики в отличие от западных имеют уникальное преимущество: комбинировать и продавать на российском рынке как классические, так и новые страховые и финансовые продукты.

- Насколько актуальна в России проблема снижения страховых тарифов из-за растущей ценовой конкуренции?

- Анализируя финансовую отчетность ряда ведущих российских страховых компаний, мы увидели, что структура доходов российских страховщиков заметно отличается от западных. Основное отличие заключается в том, что российские страховщики, как правило, имеют положительные результаты непосредственно от страховой деятельности. На Западе же обычно наблюдаются убытки по страховой деятельности, которые компенсируются доходами от инвестиционной деятельности.

Казалось бы, можно сделать вывод, что российские страховые тарифы завышены по сравнению с западными. Но это не совсем так. Российским страховщикам не приходится рассчитывать на получение высокого инвестиционного дохода на свободные денежные средства в связи с отсутствием реальной возможности для инвестирования. Кроме того, в России отсутствует достаточный объем статистики страховых случаев, в связи с чем страховщикам зачастую приходится "перестраховываться", когда речь идет об установлении тарифной ставки. В итоге, например, в автостраховании тарифы в России действительно несколько выше, чем в среднем по западным компаниям. И это при том, что многие страховщики уже сейчас выходят на нулевой уровень прибыльности по данному виду страхования. Тем не менее с развитием страхового бизнеса и конкуренции мы прогнозируем снижение стоимости страховых услуг в России.

- Какие виды страхования, по вашим оценкам, будут наиболее динамично развиваться в России в ближайшее время?

- Лучшие перспективы имеют массовые (такие, как страхование автомобилей), понятные (страхование от пожаров) и необходимые (автогражданская ответственность) виды страхования. объемы деятельности в различных видах страхования гражданской ответственности будут расти с увеличением числа судебных исков и разбирательств, связанных с правонарушениями в гражданско-правовой сфере - а они будут расти в геометрической прогрессии, как только люди поверят в возможность взыскать через суд причиненный ущерб.

По некоторым данным, на сегодняшний день в России застраховано только около пяти процентов всего имущества, подлежащего страхованию. Несомненно, этот показатель будет расти с увеличением объемов производства, размеров прямых инвестиций в экономику России и ростом доверия к страховым компаниям.

- Насколько российский рынок привлекателен для зарубежных страховщиков?

- В России есть огромный потенциальный рынок как для традиционных, так и для новых смешанных страховых продуктов, в связи с чем заинтересованность иностранных страховщиков в выходе на российский рынок вполне понятна.

Останавливают иностранных страховщиков всем известные проблемы российского рынка: отсутствие достаточного платежеспособного спроса на страховые услуги, низкий уровень страховой культуры населения, недостатки законодательно-правовой базы.

Наше исследование показало, что большинство иностранных страховщиков предпочитают не выходить на рынок в одиночку, а использовать знания и опыт местных страховщиков, знакомых со спецификой рынка. Уже сегодня для западного потребителя при покупке полиса такой фактор, как "национальность" страховщика, не играет практически никакой роли. Мы считаем, что и в России в скором времени предпочтение будет отдаваться тем страховщикам, которые предлагают наибольший набор страховых и финансовых продуктов, решающих самую главную для клиентов проблему - управление рисками и предотвращение существенных убытков.

- Исходя из каких принципов зарубежные страховщики будут выбирать партнеров по бизнесу в России?

- В первую очередь важна развитая филиальная сеть. Она позволит значительно снизить начальные расходы. Во-вторых, информационная открытость компании, наличие проаудированной, составленной по международным стандартам финансовой отчетности, которую умеют читать иностранные партнеры. В-третьих, хорошая репутация на российском рынке. Кроме того, во всем мире растет важность наличия "раскрученного" брэнда.

- Многие эксперты считают, что открытие российского рынка для зарубежных страховщиков должно привести к созданию внутренних альянсов между российскими компаниями. Согласны ли вы с этим мнением?

- Многое здесь зависит от амбиций российских страховщиков. Ведь еще до недавнего времени никто из них не думал об альянсах, однако с приходом на российский рынок иностранных страховщиков некоторые российские страховые компании могут сделать ставку на собственный независимый рост, и тогда размер будет иметь значение.

Интересно отметить, что огромная волна слияний и поглощений, прокатившаяся по всему миру в последние годы, сейчас постепенно сходит на нет.

Согласно выводам нашего отчета, укрупнение отрасли остановится, но в скором времени будут появляться альянсы и происходить слияния внутри финансового сектора, в основном между банками и страховыми компаниями. Эти альянсы будут создаваться для достижения такой "критичеcкой массы", которая позволила бы им успешно конкурировать на мировом рынке и соответствовать потребностям мультинациональных клиентов, требующих для своего обслуживания огромных собственных ресурсов страховых компаний.