Герой без грима

Повестка дня
Москва, 29.05.2000
«Эксперт» №20 (233)

Умер Олег Ефремов. Художественный руководитель МХАТа, режиссер, актер, сыгравший около 70 ролей в кино и столько же в театре, педагог, лауреат трех Госпремий. Человек, без которого немыслима истории театра.

Ефремов закончил Школу-студию МХАТ в 1949 году и остался там преподавать. Ему было 22 года, и некоторые его ученики (например, Евгений Евстигнеев) были значительно старше своего педагога. В 1956-м, собрав своих студентов вокруг себя, он создал "Студию молодых актеров", которая вскоре стала называться театром "Современник".

Труппа "Современника" была почти масонской ложей. Ефремов требовал от ее членов верности. Он был очень строг, по словам коллег, "он просто бил наотмашь". Они, может, и не так уж любили его, но уважали безмерно, обращались к нему почтительно (а Табакова никогда не называли даже Олегом - только Леликом).

Только за "Современник" Ефремова можно было внести во все театральные энциклопедии. Он создал новую генерацию актеров и провозгласил неподдельность жизни на сцене (сам Ефремов выходил на сцену без грима). "Современник" ставил Розова, Зорина, Рощина, Шатрова, Володина, пытались даже ставить Галича и Солженицына.

Ефремов не был особенным новатором. И раньше в театре играли без грима и декораций. Но у него была художественная программа - "истина страстей и правдоподобие чувствований". Самым необычным в его ролях была его обыкновенность (он и в кино почти не пользовался гримом) - такой простой парень, не слишком выразительный, немногословный и чрезвычайно узнаваемый. Но при внешней неяркости у его героя всегда есть твердый внутренний стержень, индивидуальность и четкое понимание жизненных целей. Ефремов боролся с общественным равнодушием. Его коронная фраза - "Общественное равнодушие само по себе граничит с преступлением". В 1970 году Ефремов (в 42 года) возглавил МХАТ. За него проголосовали практически все старейшины театра. И именно с его именем был связан один из самых громких скандалов в истории отечественного театра - раздел МХАТа. В то время как МХАТ-2 до сих пор слывет одним из самых плохих театров Москвы, МХАТ Ефремова процветал и собирал ежедневные аншлаги.

Ефремов был невероятно современным человеком, сторонником постоянного обновления. До последнего он мечтал об очередной реформе театра, специально ездил во Францию знакомиться с системой, по которой живет "Комеди Франсез".

Олегу Ефремову было 72 года. В последнее время он тяжело болел - эмфизема легких, пневмосклероз. 15 часов в сутки дышал через кислородную маску. Из всей прожитой жизни жалел лишь о том, что много пил и курил и не уберег здоровье. Несколько последних лет Ефремов говорил, что оставит театр, но до последнего дня не уходил. Он ставил "Сирано де Бержерака" - пьесу об идеальной любви, к которой, как говорил он сам, нужно стремиться в жизни.

Новости партнеров

«Эксперт»
№20 (233) 29 мая 2000
Сотовая связь
Содержание:
Обзор почты
Тема недели
Рынки
На улице Правды
Реклама