Без предупреждения

Тема недели
Москва, 29.05.2000
На рынке мобильной связи в стандарте GSM появился новый игрок. Он будет бороться за самых обеспеченных клиентов

В Великобритании государство продало лицензии на третье поколение за 35 млрд долларов. Sonera получила доступ к частотам за сумму, на три порядка меньшую.

Основная конкуренция между главными игроками рынка мобильной связи развернется в сегменте новейших услуг и за пределами Москвы.

По прогнозам аналитиков, к 2005 году Sonera не завоюет более 10% московского рынка сотовой связи.

Утром в пятницу 19 мая был утвержден новый состав правительства - министром связи назначен Леонид Рейман. В это же время в Минсвязи состоялось заседание лицензионной комиссии, а уже вечером по каналам агентств прошла первая официальная информация из министерства, возглавляемого уже не и. о. министра, а утвержденным госчиновником. Ее содержание хоть и не стало неожиданностью для российской телекоммуникационной элиты, все же вызвало явное смущение в рядах связистов. Совместное предприятие финского оператора связи Sonera и Центрального телеграфа под названием Sonic Duo получило лицензию на предоставление мобильной связи в стандарте GSM 900/1800 на территории Москвы и области. Без всякого конкурса и недорого (по крайне мере, по официальным сводкам). На остроконкурентном рынке сотовых операторов появился третий игрок.

Просто договорились

Почему лицензию выдали без конкурса? Почему ее получила именно Sonera? И нужен ли вообще на московском рынке третий оператор в стандарте GSM? Эти вопросы возникают вполне законно, и в цивилизованном мире на них отвечают экономическими расчетами. В России же все объясняется проще: "Так договорились".

По полуофициальной информации, во время визита Владимира Путина в страну Суоми осенью 1999 года Sonera, уже давно приглядывающаяся к московскому рынку, получила обещание на предоставление ей третьей лицензии GSM в московском регионе. В марте Путин стал законно избранным президентом, в мае прошла его инаугурация, утвердился состав правительства - и обещание было тут же выполнено. С точки зрения цивилизованного рынка такие действия могут вызывать по меньшей мере удивление. И вот почему.

Во всем мире выдача лицензий - то есть предоставление права оказывать определенные услуги связи (если беспроводной, в частности сотовой, то в каком-то диапазоне и стандарте) - происходит совсем по-другому. Вначале министерство или другой регулирующий орган проводит исследование рынка и определяет, что в том или ином его сегменте либо существует дефицит, либо конкуренция недостаточна, либо просто возникают новые услуги. Затем (это касается сотовых операторов) проводится исследование частотного спектра и находится определенный ресурс. Потом открыто публикуется объявление о проведении конкурса на эту лицензию, принимаются заявки и определяется победитель, чаще всего по принципу "кто больше дал".

Так, в середине 90-х правительство США распродало для построения сотовых сетей ресурс в диапазоне 1900 МГц, выручив за это в общей сложности около 9 млрд долларов. То же самое в настоящее время можно наблюдать и во многих европейских странах, где проходит конкурс на лицензии по п

У партнеров

    «Эксперт»
    №20 (233) 29 мая 2000
    Сотовая связь
    Содержание:
    Обзор почты
    Тема недели
    Рынки
    На улице Правды
    Реклама